Танцуйте как в последний раз… Вспоминаем выдающегося хореографа, принесшего мировую славу Красноярскому ансамблю танца Сибири

Танцуйте как в последний раз… Вспоминаем выдающегося хореографа, принесшего мировую славу Красноярскому ансамблю танца Сибири

Его имя стало легендой, а творческое наследие – частью истории Красноярского края и культуры нашей страны. Благодаря творчеству этого человека растапливался лед «холодной войны». 1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Михаила Семеновича Годенко – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, Героя Социалистического Труда, художественного руководителя и главного балетмейстера Красноярского государственного ансамбля танца Сибири с 1963 по 1991 год. Его уже давно нет с нами, но дело живет, танцоры ансамбля и сегодня именуют себя годенковцами.

 

Человек мира

Годенко можно назвать человеком мира. Родился 1 мая 1919 года в Днепропетровске. Окончил Московское хореографическое училище. Во время Великой Отечественной войны служил в ансамбле Второго Украинского фронта, награжден медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

После войны был солистом ансамбля МВД Москвы, солистом балета и балетмейстером музыкально-драматического театра в городе Норильске, балетмейстером ансамбля песни и пляски Забайкальского военного округа, ансамбля песни и пляски ПВО в городе Баку, ансамбля песни и пляски Беломорского военного округа, Северного русского народного хора в Архангельске.

Архангельский Северный хор был началом большого дела Годенко по созданию русского народно-сценического танца. Здесь еще не было полной свободы, ведь основную эстетическую нагрузку в коллективе нес все же хор как исполнитель северного фольклора, а танцевальная группа была подчиненным элементом. Но дело свое Михаил Семенович очень любил, охотно брался за любые идеи и сценарии. Возможно, он не покинул бы коллектив и проработал здесь долгие годы, если бы не предложение из Красноярска возглавить Ансамбль танца народов Сибири. Отказаться от такого было невозможно.

Единственный в СССР

В Красноярск Годенко приехал, когда ему исполнилось 44 года. В свой день рождения – 1 мая 1963 года. Позвонил жене, та пошутила: «Ты что там, парад принимаешь?» Отчасти это было правдой – Михаил Семенович принимал коллектив.

Танцевальный ансамбль был молодым – ему исполнилось только три года. До этого существовал как хор народной песни (создан в 1946 году), в 1954-м в него ввели балетную труппу. Решение разделить коллектив и оставить танцевальную группу было принято в 1959 году, когда артисты отправились на гастроли в Сталинград. В итоге появился «Сибирский ансамбль народного танца», который должен был сценически интерпретировать танцевальную культуру народов, живущих на территории Красноярского края. В то время в России не было ни одного государственного ансамбля танца, работающего на региональной базе.

Годенко принял коллектив с уже наработанными концертными номерами. Первый художественный руководитель Яков Коломейский создал более десяти хореографических композиций. В 1963 году ансамбль танца народов Сибири был уже известен в России. И Годенко продолжил укреплять его популярность. За первые три года работы поставил более 20 танцев. Среди них знаменитые «Каждый со своим стулом», лирический хоровод «Рожь», «Сибирские пельмени», «Красноярские столбисты».

Михаил Семенович был очень творческой личностью. Он пел, танцевал, работал актером. А главное – не просто слушал музыку, но и слышал ее, мыслил образами. Его постановки были миниатюрами, одноактными балетами.

– Мне не раз приходилось слышать, как в автобусе по пути на выступление Михаил Годенко намурлыкивал какую-нибудь мелодию. А затем из нее рождался новый танец, – вспоминает бывшая солистка ансамбля танца Сибири Людмила Мовчан (Коркина).

Михаил Семенович очень чувствовал время. В этом современность наследия Годенко, считают искусствоведы. Он брал за основу русскую музыку и развивал современный сюжет. Например, знаменитые «Регулировщицы» очень напоминают мюзик-холл. Нередко Годенко вставлял в композиции запрещенные мелодии – западную музыку, которая тогда не поощрялась.

Это для сегодняшнего слушателя концовка «Махоньки» звучит обычно, а в 1970-е годы она стала настоящей революцией. В русскую композицию мастер добавил популярное в то время направление ту-степ. Его танцевали на закрытых вечеринках, но никак не на сценах ведущих концертных залов Советского Союза. «Буржуазная» музыка (романс «Шумел камыш, деревья гнулись» ассоциировался с кабаком, с пропагандой алкогольного опьянения) прочитывалась и в другой постановке – «Одна возлюбленная пара».

Танцы растапливали лед

Годенко не боялся наказания, он был вхож во все высокие кабинеты не только края, но и Советского Союза. Ведь ни один съезд партии, ни одно открытие турбин на ГЭС не проходило без выступления красноярского ансамбля.

С каждым годом ансамбль танца Сибири становился все более и более востребован зрителями не только нашей страны (тогда о красноярцах знали в каждом уголке СССР), но и за рубежом. Американцы и французы хотели видеть только сибирских танцоров. И когда в советском Министерстве культуры американскому импресарио указывали: «У нас есть и другие танцевальные ансамбли», он отвечал: «А американские граждане хотят видеть красноярцев».

– В СССР тогда трудно было купить одежду или технику, артисты ансамбля танца Сибири все себе привозили из-за рубежа, – вспоминает художественный руководитель Красноярской филармонии с 1972 по 1985 год Илья Клеймиц. – Все были обеспечены квартирами и машинами. А Годенко за заслуги преподнесли «Чайку». Ведь только благодаря ему за границей узнали о Сибири, о Красноярске.

За рубежом очень любили красноярский коллектив. На первые гастрольные концерты в залах собиралась вся знать буржуазного общества. Мэры и миллионеры приходили во фраках и бабочках, их жены блистали бриллиантами. Встречали сибиряков очень хорошо: язык танца понятен всем. После таких концертов послы говорили: «Вы приехали сюда и за полтора часа сделали больше, чем мы за пять лет».

К зрителю с уважением

Михаил Годенко был требовательным к артистам. Он говорил: «Танцуйте всегда как в последний раз». Для него не было разницы в площадках, на которых выступал коллектив, – большие или маленькие, престижные и не очень. Главной задачей было нести радость зрителям. «В Козульке надо работать не хуже, чем в Париже. А может, и лучше – ведь это наш дом», – часто говорил мастер.

Все, кто знал Михаила Семеновича, вспоминают: человек это был необычайно скромный. Для него не существовало звездной болезни, хотя званий и наград хватало. Такими же он учил быть своих ребят. Он говорил: «К зрителю наши танцовщики относятся прежде всего с уважением. Вся их манера держаться на сцене словно подчеркивает: может быть, что-то нам пока не очень удалось, но мы для вас сделаем все, что в наших силах».

Годенко многое сделал для развития хореографического искусства в Красноярском крае. В 1977 году по инициативе Михаила Семеновича открывается народное отделение при училище искусств Красноярска. А в 1984 году в краевом центре построен Большой зал Красноярской краевой филармонии. Создавался он специально для ансамбля танца Сибири.

Фото из архива ансамбля

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

«Северный фольклор – это страшная сказка на ночь»
Евгения и Юлию Поротовых долгане считают своими художниками. Прошлым летом они задумали путешествие на малую родину Евгения – в поселок
18 мая 2022
Будь готов! Всегда готов!
Сто лет назад, 19 мая 1922 года, решением II Всероссийской конференции РКСМ была образована Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина – массовое детское
Деликатесы высоких широт
Как-то случилось побывать на Камчатке, в очень приличном отеле, где обещали кормить деликатесами, и воображение сразу нарисовало красную рыбу в