Просмотрев несколько десятков спектаклей драматических и музыкальных театров Красноярского края, экспертный совет определил номинантов фестиваля «Театральная весна – 2022».
Экспертами традиционно выступают ведущие театральные специалисты России – критики, театроведы, педагоги, драматурги. В состав совета по драматическому театру и театру кукол вошли Владимир Спешков (Челябинск), Оксана Кушляева и Алексей Исаев (Санкт-Петербург). Постановки музыкальных театров оценивали Дмитрий Морозов (Москва), Людмила Гаврилова (Красноярск), Георгий Ковалевский (Санкт-Петербург).
«Театральная весна» – не только конкурс, но и возможность определить тенденции развития театрального искусства в крае. Поэтому слово экспертам.
Владимир СПЕШКОВ
член комиссии по критике и театроведению СТД РФ, Ассоциации театральных критиков России и International Association of Theatre Critics. Заслуженный работник культуры России (Челябинск)
– В Красноярском крае весьма насыщенная театральная жизнь. Хотя бы потому, что далеко не в каждом регионе есть такое количество «нестоличных» театров. И это замечательно – малый город, имеющий свой театр, качественно отличается от малых городов, где театров нет. Театр облагораживает, просвещает, воспитывает. Театры в Минусинске, Канске, Шарыпово делают это в полной мере.
Также отмечу хорошую тенденцию – к старым, в хорошем смысле традиционным, государственным театрам добавилось много новых, независимых, частных, таких как Театр «На крыше», Театр «Вспышка», Отдельный театр Андрея Пашнина. Они живут интересной насыщенной жизнью, ищут новые формы, пространства, у них своя публика, я бы сказал, клубно-молодежная.
Кстати, некоторые из находок таких театров потом перенимают и развивают традиционные большие сцены. Если же говорить о лидерах, то это, конечно, Красноярский драматический театр и Норильский Заполярный театр драмы. Там есть постановки большой формы, мощные труппы, актерские индивидуальности. Самые интересные спектакли – это, пожалуй, «Смерть Тарелкина» в постановке Олега Рыбкина, «Колчак Полярный» Анны Бабановой, «Иванов» Марата Гацалова. Но, по моему мнению, самая интересная работа – «Анна Каренина» молодого режиссера Александра Плотникова на малой сцене ТЮЗа.
Из проблем самой острой кажется ситуация в железногорском театре «Золотой ключик». Город постоянно его оптимизирует, в театре уже много лет нет настоящего художественного лидера, а ведь там вполне крепкая труппа. На встрече с министром культуры Аркадием Зиновым мы просили, чтобы краевая власть помогла театру.
Алексей ИСАЕВ
театральный критик, драматург, театровед, редактор блога «Петербургского театрального журнала», член Ассоциации театральных критиков (Санкт-Петербург)
– Хотя в жюри «Театральной весны» я впервые и многих постановок прошлых лет не видел, в целом нынешняя театральная «картина» меня порадовала. Прежде всего разнообразием тем, идей… С другой стороны, я не могу отметить каких-то четких тенденций, что, на мой взгляд, также хорошо – театры находятся в поиске, работают в самых разных направлениях. Что касается нынешнего фестиваля, то, думаю, программа будет очень интересной – отмеченные нами спектакли, имена позволяют говорить об этом.
Людмила ГАВРИЛОВА
доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск)
– Для меня важно было соотнести свои впечатления с теми коллегами, которые впервые знакомятся с нашей театральной ситуацией, и было очень приятно, что наши мнения совпали.
Мы отметили два самых событийных спектакля – «Ленинградскую симфонию» Красноярского государственного театра оперы и балета и постановку Красноярского музыкального театра «Великий Гэтсби». Это полноценные, очень яркие в художественном отношении работы – по режиссуре, световому оформлению, костюмам и, самое главное, по исполнению.
Были и другие спектакли, также достойные того, чтобы представлять их на фестивале. В целом же развитие театральных процессов в крае находится в русле тех тенденций, которые сегодня присущи российскому музыкальному театру. Нет оснований говорить о том, что мы находимся в некой «глубинке» – напротив, мы активно стараемся быть внутри современной музыкально-театральной практики, что и демонстрируют увиденные нами спектакли.
Наконец, важно, что появляются новые площадки – например, у оперного театра появилась площадка «Искусство в квадрате», там проводятся смелые, вызывающие дискуссии эксперименты. Это очень хороший знак, говорящий о том, что мы не находимся в пространстве традиционного театра, не желающего ощущать те перемены, которые происходят вокруг.
В целом главная задача фестиваля – получить оценку процесса с тем, чтобы определить сильные стороны, осознать, что не очень получилось. То, что наши театры в этом отношении мобильны, активны, является, на мой взгляд, главным результатом нашей работы.
Георгий КОВАЛЕВСКИЙ
кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург)
– Проведение такого рода фестивалей очень важно, прежде всего, для повышения общего культурного уровня в отдельных городах и регионах. Постановки – разные, видно, что есть определенные проблемы в некоторых театрах. Но очень порадовал Красноярский театр оперы и балета. Несомненно, это важная точка на музыкальной карте России. То, что театр номинируется на «Золотую маску», делает успешные премьеры, – очень хороший показатель. Город может гордиться таким театром. Красноярский музыкальный театр также представил неплохой мюзикл, в котором заслуживают высокой оценки как отдельные актерские работы, так и общий уровень постановки. Спектакль Железногорского театра оперетты «Искусство жениться» мы решили выдвинуть в афишу, а две другие постановки – «Летучая мышь» и «Три мушкетера» – оказались слабыми. В этом театре есть хорошие актеры и творческий ресурс у труппы, но существуют и определенные проблемы с локальной режиссурой, с идеями, которые должны воплощаться на сцене. Но, с другой стороны, ясно, над чем надо работать, куда двигаться.
По итогам работы двух экспертных советов сформированы список номинантов и афиша фестиваля «Театральная весна – 2022», которые опубликованы на сайте театральная-весна.рф.