Озвучена очередная федеральная инициатива по борьбе с зарплатами в конвертах. Минтруд предлагает штрафовать бизнес за предоставление неполных или недостоверных отчетов по страховым взносам в Пенсионный фонд и Фонд соцстраха. Таким образом ведомство пытается в который раз избавить страну от серых и черных зарплат.
Все до копеечки
По существующему законодательству сегодня компаниям грозят штрафы, если просто сорваны сроки сдачи отчетов. Минтруд предлагает вдобавок штрафовать бизнес за недостоверные сведения. Как написано в пояснительной записке к законопроекту, цель инициативы – усилить борьбу с серыми и черными зарплатами. Дескать, под страхом наказания компании будут указывать все до копеечки.
Проблема «серости» на самом деле очень актуальна. По данным Пенсионного фонда РФ, около 20 миллионов россиян вообще не состоят в базах фонда. Работодатели попросту не платят за них ничего. Это означает, что практически 15 % населения страны через некоторое время могут остаться без пенсии, а уже сегодня – без медицинской страховки, если нет соответствующих выплат.
Бизнесу выгоднее платить в конверте просто потому, что так менее накладно. Сейчас работодатель обязан выделять из бюджета компании на пенсию, социальную страховку, медобслуживание 30 % сверху от получаемой сотрудником заработной платы.
Сказать, каков реальный объем выплат в конвертах, не может никто. В Красноярском крае ситуация схожа со статистикой в целом по стране – примерно 20 % жителей региона, по неофициальным подсчетам, получают за свой труд серые зарплаты.
Бюджет при этом теряет миллиарды рублей, которые очень бы пригодились экономике региона.
При этом существуют противники полного вывода предпринимательства из тени. Очевидно, что сам бизнес не будет в восторге. Некоторые аналитики предрекают: если законопроект пройдет, компании ожидают многомиллиардные штрафы, а это ни к чему хорошему не приведет.
Юрист «Антикризисного центра» Дмитрий Провоторов говорит, что борьба с зарплатами в конвертах – это палка о двух концах:
– С одной стороны, уход в тень негативно сказывается на бюджете. С другой – предприниматели, в особенности малые, делают это из-за экономической целесообразности. Конечно, гипотетически бизнесмен мог бы предложить потенциальному работнику нормальную зарплату – отчислять все необходимые суммы в бюджет с его нынешних заработков. Но тогда и от самой зарплаты придется отрезать существенный кусок. Допустим, получал человек 30 тысяч рублей. Работодатель должен начислять сверху, по сути, из своих средств, почти десять тысяч рублей. Более вероятный вариант развития событий – эту десятку отнимут от зарплаты. Для среднестатистического жителя региона это существенная сумма, и он вряд ли согласится ее потерять ради иллюзорных выгод пенсионного обеспечения в будущем. Увеличивать же реальную зарплату с тем, чтобы сотрудник на руки получал те же тридцать тысяч рублей, – тут уже у самого бизнеса ресурсов не хватит.
Дмитрий Провоторов не исключает, что столь радикальные методы борьбы с зарплатами в конвертах вынудят бизнес уйти либо в еще более глухую тень, либо просто ретироваться с рынка. В итоге бюджет потеряет даже те мизерные выплаты, которые имеются сегодня.
– Подчеркну, все вышесказанное не означает, что бороться с нелегальным сектором не нужно. Но вывод из тени необходимо планировать не только при помощи репрессивных методов.
Цель – менталитет
Председатель комитета по бюджету и экономической политике Законодательного собрания региона Андрей Самохин считает, что основная проблема в борьбе с серыми заработными платами – это отсутствие механизма вычисления недобросовестных плательщиков. Сегодня проверить фирму могут, лишь если она не доплачивает какому-либо сотруднику до МРОТ и по заявлению самого работника. Впрочем, как показывает практика, таких «искателей правды» не так уж и много. В прошлом году, к примеру, на зарплаты в конвертах пожаловались только три сотни человек.
– Я поддерживаю инициативу по ужесточению, но понимаю – одними репрессиями не обойтись. Сколько ни ужесточай закон, без соответствующего механизма он не будет действовать. Сегодня мы ловим рыбу в мутной воде. Знаем, что многие платят в конвертах, но не знаем кто и даже сколько.
Исправить проблему с серыми зарплатами, по словам депутата, могло бы введение персонифицированной ответственности каждого гражданина за неуплаченные налоги. В развитых странах ответственность по уплате сборов в казну уже давно лежит на каждом работнике, работодатель за это не отвечает.
Такая система автоматом бы избавила от проблемы. Ведь спросят с работника – он декларирует свой доход, он же выбирает честного руководителя (к нечестному с малой зарплатой никто не пойдет), готового начислять соответствующую заработную плату. Гражданину будет себе дороже получать деньги в конверте.
С другой стороны, можно предположить – после принятия такого решения в тень уйдут сами граждане. Выходом, по мнению Андрея Самохина, мог бы стать тотальный переход на безналичный расчет. Это позволило бы сразу видеть, сколько человек получает, и принимать меры, если его образ жизни, траты не соответствуют получаемым суммам. Случаев, когда человек с зарплатой в десять тысяч рублей ездит на авто премиум-класса, уж точно стало бы меньше. Ведь у контролирующих органов сразу же появится вопрос, откуда наличность на покупку и задекларирована ли она.
Понятно, что переход на безнал и введение персонифицированной ответственности – долгий и кропотливый процесс. Нужно ломать не только устои финансовой системы и правовые нормы, но и менталитет людей. Ведь пока россияне не привыкли думать и считать за себя любимых.
Куда податься честному работнику?
Жаловаться на работодателя из-за зарплат в конвертах у нас в стране не принято. Как правило, все из-за того, что обе стороны изначально понимают и принимают условия игры. Если все делать по правилам государства, то заработок будет меньше, ну а до пресловутой пенсии еще далеко. Заботиться о будущем у нас тоже не принято.
Как итог, в этом году сумма доплат до МРОТ, произведенных по требованию инспекторов Трудовой инспекции, составила чуть более 215 тысяч рублей. Сравните с несколькими миллиардами, которые, если верить расчетам, не доходят до казны.
Ловить за руку недобросовестных работодателей действительно трудно. Основанием для проверки может послужить лишь заработная плата, недотягивающая до прожиточного минимума, или заявление работника. Таких предпринимателей приглашают на комиссии, где заставляют произвести доплату.
Впрочем, даже если компания показывает мизерные зарплаты, то этому находятся оправдания – сотрудник работает неполный рабочий день, к примеру.
Если же вы все-таки решились пожаловаться на своего босса, то можно обращаться сразу в три места – в Трудовую инспекцию, прокуратуру или сразу в суд.
Арифметика будущего
Рассчитываем свою пенсию в «плюс» и «минус»
По словам начальника управления организации назначения и выплаты пенсий Отделения ПФР по краю Татьяны Брыскиной, зарплата в «конверте» не найдет отражения в будущей пенсии и не скажется на размере заработанных пенсионных коэффициентов. Для того чтобы понять, каков разброс при серых и белых заработках, приведем два примера.
Молодой человек 1990 года рождения при наступлении пенсионного возраста, страховом стаже 30 лет, в течение которых работодатель перечислял за него страховые взносы на официальную заработную плату 10 тысяч рублей, заработает пенсию ориентировочно в размере 7 999,29 рубля. А молодой человек с официальной заработной платой 20 тысяч рублей при таком же стаже – уже 11 614,98 рубля. Естественно, это очень приблизительный расчет, но и он показывает, какова разница.
А ведь мы не учитываем дополнительные баллы за службу в армии, периоды ухода за детьми и нетрудоспособными гражданами, а также за более поздний выход на пенсию. Очевидно, что тот, кто получает полностью зарплату, не учтенную нигде, к выходу на пенсию не получит ни одного «лишнего» рубля.
Рассчитать свою будущую пенсию можно и самостоятельно на сайте ПФР в сервисе «Пенсионный калькулятор».