В Красноярском крае, как и во всей России, запускается новая система оплаты капитального ремонта многоквартирных домов. Грядущие перемены выходят далеко за ведомственные рамки, поскольку затронут подавляющее большинство собственников, причем как жителей новейших многоэтажек, так и обитателей престарелых «хрущоб».
Для начала стоит напомнить формальную сторону. В конце 2012 года в Жилищный кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым органы государственной и муниципальной власти должны организовать капремонт за счет собственников. В июне нынешнего года краевое Законодательное собрание принимает соответствующий региональный закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Если коротко, то самый важный его момент для простых граждан заключается в том, что взносы на капремонт становятся фиксированными и обязательными, а собранные средства поступают в распоряжение новой структуры – регионального оператора, который этот самый капремонт организует и оплачивает. Тратить деньги на что-либо иное оператору строжайше запрещено.
Что было
Теперь по сути. Почему федеральный законодатель разочаровался в прежней схеме, в чем преимущества новой и для чего вообще понадобилось огород городить?
Раньше капремонт производился, попросту говоря, в складчину из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, регионального и муниципального бюджетов, а также собственников жилья. Причем доля последних была самой незначительной. Здесь по большому счету существовало два варианта: если возникала надобность в капремонте, общее собрание собственников жилья принимало решение о размере взноса либо его взимала управляющая компания – как, например, УК «Жилфонд» собирала по 1 рублю 20 копеек с квадратного метра. Но капремонт – мероприятие весьма дорогое, и, как показала практика, собственники чаще всего не могли собрать сколько требуется: размер взноса оказывался не для всех посильным либо слишком маленьким (как в случае с «Жилфондом»). Тогда на обновление дома приходится копить чуть ли не десятилетиями. Возникал своего рода замкнутый круг: там, где капремонт был нужен позарез, на него не могли собрать нужную сумму. Почти нереально было заставить раскошелиться и жителей новеньких многоэтажек, которым ремонт понадобится лет через 20, а то и больше. А когда срок все же подойдет, то теоретически возникнет та же проблема – денег под рукой не окажется.
Итог: данная схема не обеспечивала капитального ремонта домов в необходимые строки.
Что будет
При новой все должно пойти на лад, поскольку фиксированные взносы платят все, независимо от исправности строения, а деньги поступают в общий котел – то есть региональному оператору, который ремонт финансирует, нанимает подрядчиков, контролирует денежные потоки и качество работ. По идее, денег, собранных со всех в общий котел, должно хватить на то, чтобы ремонтировать дома по очереди, начиная с тех, которые более всего нуждаются в обновлении. Еще в начале нынешнего года специалисты регионального министерства ЖКХ и энергоресурсов приступили к мониторингу всех многоквартирных домов края, чтобы определить состояние каждого. Результаты этого масштабного исследования лягут в основу адресной программы – попросту говоря, это и будет очередь. Программу рассчитывают завершить до конца года, но уже сейчас можно сказать, что из 18 тысяч вошедших в нее домов 13 тысяч нуждаются в капремонте.
Вроде бы вполне разумный получается механизм. Правда, есть один наивный вопрос: если сроки капремонта разные, а взносы для всех одинаковы, то не означает ли это, что жители новых или сравнительно новых домов будут годами оплачивать ремонт старых многоэтажек?
– Да, общий котел такое предполагает, – соглашается специалист министерства энергетики и ЖКХ Вера Разоренова. – Это своего рода касса взаимопомощи. Порядок ремонта дома определяется в зависимости от сроков его ввода в эксплуатацию, от того, проводились ли уже капремонты, и так далее. Когда, скажем через 15 лет, время придет, уже не нужно будет думать, где взять деньги – они у регионального оператора.
Другая сторона
На самом деле вопрос, кто за кого платит (ведь любая касса взаимопомощи по своей сути дело добровольное), не только, скажем так, морального свойства.
Роман Казаков, председатель общественного движения «Народный контроль в ЖКХ», уверен – федеральный законодатель вовсе не ставил перед собой задачу сделать систему капитального ремонта домов работоспособной и прозрачной.
Государство просто не хочет платить по своим долгам, – говорит он. – А его обязанность заключается в 16-й статье закона «О приватизации жилищного фонда РФ», где говорится: если на момент приватизации первого жилого помещения многоквартирному дому требовался капремонт, государство обязуется его сделать. Не сразу – потом. В целом по стране его долг перед собственниками по капитальному ремонту на июль составлял 3,5 трлн рублей. Следовательно, то, что должно было отремонтировать государство, будет ремонтироваться за наш с вами счет.
Кстати, движение, которое возглавляет Казаков, насчитывающее более 500 участников – это самое массовое в крае общественное объединение по «коммунальной» теме, – намеревалось провести своего представителя в попечительский совет при региональном операторе, но встретило отказ.
– Нам отказали по формальным причинам, поскольку у нас нет членских взносов, – значит, мы не общественная организация, а именно движение и в совете состоять не можем, – объясняет председатель.
К словам Казакова как «коммунального оппозиционера» сознательные граждане, конечно, могут отнестись с недоверием, но долг в 3,5 трлн подтверждают и официальные инстанции, причем очень высокие – например, вице-премьер Дмитрий Козак. Более того, ряд высокопоставленных чиновников (ссылаюсь на «Коммерсантъ-Деньги») считает, что не учтено еще 6 трлн недоремонта по домовой инфраструктуре. Наконец, 16-я статья действительно существует – сам проверял.
По большому счету нет ничего сверхординарного в том, когда государство в трудные времена честно обращается к народу: платить, дескать, не могу, подсобите… Но здесь, видно, не тот случай. «Наверху» принимается закон, «внизу» его обязаны продублировать. А то накажут.
Сколько заплатим?
Так или иначе, большинство из нас волнует простой вопрос: будем ли больше платить за квартиру, когда заработает тот самый региональный оператор?
По словам Веры Разореновой, говорить об этом преждевременно, поскольку неизвестны размеры взноса за капремонт.
– На федеральном уровне обсуждались цифры 6–7 рублей с квадратного метра, но пока они ничем не подтверждены. Здесь ключевой вопрос, одинаковыми или разными будут взносы для разных типов домов, потому что собирать на девятиэтажку гораздо проще, чем на двухэтажные дома, – там площадь кровли сопоставимая, а жителей намного меньше. До конца года размер взноса будет обсуждаться с депутатами Заксобрания, Гражданской ассамблеей, пройдут общественные обсуждения, экспертные советы.
Роман Казаков считает, если принять обсуждаемый размер взноса, плюс ежегодное подорожание жилищной и коммунальной услуг, то платеж может вырасти до 25 процентов.
Что будет в действительности – покажет время. Однако справедливости ради нужно отметить: законодатель дает возможность выбора и время для него. После утверждения адресной программы у жителей будет два месяца, чтобы определиться – перечислять взносы региональному оператору либо копить деньги на капремонт на спецсчете, с которого можно снять средства только по решению собрания собственников, – эту форму накопления никто не отменял. Потом пройдут различные согласования – в итоге все начнется не ранее 1 мая будущего года.