Территория магии в сердце Сибири

Территория магии в сердце Сибири

Первая неделя июня в Красноярском крае была посвящена куклам. На фестиваль «Сибирь. TERRAMAGICA» в центр Сибири прибыли лучшие коллективы театров кукол Сибири, Урала и Дальнего Востока. Приехали, чтобы продемонстрировать свое искусство поражать и удивлять искушенную красноярскую публику мастерством игры не актеров – нет, марионеток!

Бомонд зауральского паппет-мира

Фестиваль «Сибирь. TERRAMAGICA» родился в сердце Сибири в 2019 году. В Красноярском театре кукол говорят: давно вынашивали эту идею, хотелось создать собственный конкурс, на который съезжался бы весь бомонд зауральского паппет-мира.

 Мы старались найти свою нишу в череде фестивалей, которые проходят в России. Идея конкурса буквально витала в нашем театре, – признается директор Красноярского театра кукол Татьяна Попова. – Анализировали процесс и понимали: необходимо найти свое зерно, чтобы мероприятие было узнаваемым и уникальным.

Сошлись на объединительной идее Сибири. Рассуждали просто: находится она в центре России, здесь соединяются восточная и европейская культуры. Так и получилось.

1 июня 2019 года в Красноярском крае появился региональный фестиваль кукольных театров. В том году к нам приехали коллективы Урала и Сибири. В День защиты детей они вышли на общий парад со своими куклами-актерами и магами, которые стали символом красноярской «Террамагики». Все получилось так красиво, что организаторы решили: будем продолжать.

По положению, фестиваль должен проводиться один раз в два года. Но в 2021 году паппет-магов остановила пандемия коронавируса, второй фестиваль перенесли.

И вот в 2022 году, когда вирус отступил, магия состоялась. И, что интересно, красноярский фестиваль за это время не забылся в театральном мире, а набрал популярности. На конкурс нынче заявились более 70 спектаклей из разных регионов страны. География расширилась, и теперь в Красноярский край стремились сибирские, уральские и дальневосточные коллективы.

Межнациональный хор

Перед отборочной комиссией стояла непростая задача – все спектакли посмотреть, оценить и выбрать лучшие. В результате на очный тур в Красноярск приехали 12 коллективов. Самой восточной точкой стал Биробиджан Еврейской автономной области. Он привез на конкурс замечательный спектакль для детей «Мальчик Бебеле», который знакомит с национальной культурой евреев.

 Мы живем в Еврейской автономной области и хотим рассказывать взрослым и детям об истории и самобытности еврейской культуры, – поясняет директор театра кукол «Кудесник» Биробиджана Светлана Васильева. – Правда, материал найти сложно, его мало. В итоге мы отыскали пьесу для взрослых, поставили ее и решили переложить для детей. Собирали старые еврейские сказки. Но они были не сильно волшебные, потому что еврейская нация очень религиозна, здесь все идет через Бога. В итоге на сюжет насобирали, написали, поставили. Мне кажется, получилось любопытно.

Кстати, национальная тема очень ярко представлена в фестивальных спектаклях. Ведь приехали они из разных территорий, и каждому коллективу хотелось сказать свое слово в межнациональном хоре.

 Наша работа создана на стыке двух сознаний – буддистского и европейского, – говорит директор Тувинского государственного театра кукол Саян Монгуш, который привез на фестиваль спектакль «Я – Будда!». – И благодаря этому спектакль интересен. Постановки на религиозную тему сложные, но мы старались соблюсти баланс, чтобы не уйти только в религию.

Взгляд изнутри истории

Эти работы для детей. Но особенность нынешнего фестиваля – ориентир театров кукол на подростковую и взрослую аудиторию. Подавляющее большинство конкурсных работ были посвящены именно этим возрастным категориям. Нередко в зале можно было видеть и детей, и их родителей. Спектакли стали поводом собраться вместе и прийти в театр, чтобы посмотреть, подумать и обсудить серьезные вопросы взросления, войны и мира, любви, отношений между поколениями и нациями.

 Афиша отражает сегодняшний момент театров кукол, – считает театральный критик, председатель экспертного совета фестиваля Владимир Спешков. – В последние годы наиболее интенсивные художественные искания идут, делаются открытия именно в спектаклях для взрослой аудитории.

Кстати, это – отражение времени, актуальность – стало важным критерием отбора конкурсных работ. А еще – погруженность в материал и личностная подача. Как, например, в спектакле «Станция Тевли» Хабаровского краевого театра кукол.

 Семья моей бабушки прятала у себя в доме еврейскую девочку Эстер, которую потом все-таки нашли фашисты и отправили в концлагерь, – рассказывает режиссер «Станции Тевли» Элистин Михайлов. – Мне не нравился формат, в котором подавался праздник 9 Мая в театрах России, и я решил предложить дирекции Хабаровского театра свой вариант. Так сказать, создать урок памяти. За основу взял историю, которую мне рассказала родная бабушка.

Вовлеченность актера и постановщика в повествование – отличительная черта сегодняшнего театра кукол. Это в нашем детстве на сцене царили марионетки, сейчас такой формат практически ушел в прошлое. Паппет-шоу сегодня – это скорее игра актера в куклы, их диалог, сотрудничество и партнерство. Это и не плохо, и не хорошо. Просто театры кукол ищут новые форматы подачи материала.

На чужой площадке

На фестивальные спектакли все билеты были проданы задолго до его начала. Но, как отмечали красноярцы, организаторы фестиваля несколько небрежно отнеслись к тем, кто заплатил деньги, чтобы увидеть приезжие кукольные коллективы. Многие площадки были просто не предназначены для спектаклей такого формата. Например, на показе «Хармса» Екатеринбургского театра кукол, который проходил на сцене Красноярского театра оперы и балета (на сцене же разместились и зрительные ряды!), публике пришлось стоять, чтобы увидеть замечательную игру кукловодов.

 Для меня этот спектакль просто убила площадка, на которой его показали, – поделилась впечатлениями зрительница Алина. – Вместо того чтобы следить за действием и вникать в суть происходящего, приходилось искать более удобные места, дабы хоть что-то увидеть.

Не очень удобной оказалась и малая сцена Красноярского музыкального театра. Художественный руководитель театра «Кукфо» из Санкт-Петербурга Анна Викторова, которая на внеконкурсную программу привезла спектакль «Птифуры. Бабушки», призналась: после первого показа пришлось переделывать сцену – поднимать декорации, чтобы зрители могли оценить постановку.

Мешало это и членам жюри. Анна Викторова, председатель жюри второго Межрегионального фестиваля-конкурса «Сибирь. TERRAMAGICA», отметила:

 На фестивале сложно выступать, ведь играешь не на своей площадке. В Красноярске ребята не могли справиться с пространством. Мы смотрели и представляли, как этот спектакль шел на их родной сцене.

Будем надеяться, что организаторы учтут все замечания и следующий фестиваль принесет радость и удовольствие как зрителям, так и актерам.

Фото Александра Пустоварова и Александры Крафт

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного