Трудно сейчас сказать, кто первым крикнул: «Ату!» Но кто-то же крикнул. И понеслось. Мы живем в эпоху, когда слово способно преодолевать огромные расстояния за доли секунды. Даже если это слово – полнейшая чушь, фейк, обман. Но вот обман уже растиражирован тысячами пользователей Всемирной паутины, которые выдают его за чистую правду.
И, как водится в «этих ваших ынторнетах», мало кто утруждает себя тем, чтобы усомниться: а может, все совсем не так? Дай-ка проверю, узнаю, изучу вопрос подробней… Нет, главное прокукарекать, а там хоть не рассветай.
Когда в 2012–2013 учебном году в 4–5-х классах всех общеобразовательных школ России был введен обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики», кто-то первым прокукарекал: «Мракобесие! Попы придут в школы! Наших детей заставят учить Закон Божий и читать молитвы!» Этот вопль был подхвачен десятками тысяч интернет-глоток, и сегодня в определенных кругах существует совершенно железобетонное мнение, не нуждающееся в доказательствах: в наши школы придут попы! Точка. Ужас-ужас.
Я пробовал таких людей переубеждать, объясняя им, что на самом деле представляет собой новый предмет, кто его будет вести, почему и речи не идет о визитах священников в школы… Бесполезно. Они не слушают голос разума. Им нравится быть жертвами, поэтому отстаньте со своей логикой и фактами. Очень не хочется разочаровываться: как это – попы не придут? Что мы, получается, зря кричали караул?
А вот так: не придут! Кричали зря. Понимаю, некоторым господам трудно смириться с этой мыслью, но придется. Новый предмет читают подготовленные на специальных курсах учителя из числа историков и словесников. Причем отбор их был очень строгий, выбирали лучших из лучших.
С одной из них, Инной Щетининой, я поговорил, прежде чем писать эту заметку. Инна Анатольевна в прошлом году была удостоена звания «Учитель года Красноярского края».
И вот что выяснилось. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» содержит шесть модулей: «Основы светской этики»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы буддийской культуры». Родители могут выбрать своему ребенку любой из шести. Сами. Добровольно. Если их корежит от запаха ладана, пожалуйста: вот вам «Основы светской этики». Здесь ребенка научат, в какой руке держать вилку и нож и почему нельзя сморкаться в занавески. Чем плохо?
Священников в школу приводить категорически запрещено, подчеркивает Инна Щетинина. Никаких молитв! Хотя признается, что свой класс она по собственной инициативе водила в православную церковь на «экскурсию», и дети на это очень хорошо отреагировали, им понравилось. Для всех модулей выпущены умные учебники, в которых, разумеется, нет ни слова о том, что каждый гражданин России обязан верить в Бога и ходить в церковь. Это скорей историко-культурологический курс, для общего развития, для расширения кругозора, считает учитель.
Кстати, о кругозоре. Мне хочется спросить тех, кто кричит о «засилье клерикалов» в светских школах (т. е. о том, чего на самом деле нет). Вы вообще в курсе, что огромный пласт мировой культуры стоит на фундаменте христианства? Что, не зная Библии, невозможно понять смысл множества произведений литературы, живописи, музыки? Как ваш ребенок будет читать «Мастера и Маргариту»? А Томаса Манна («Иосиф и его братья»), Фейхтвангера («Иудейская война»)? Пушкина, наконец! Ведь его «Пророк» – почти дословное повторение одной из глав Книги пророка Исайи.
Разве знание Библии как литературного произведения не поможет ему лучше понять творчество Врубеля, Александра Иванова, Гюстава Доре, Рубенса, Хальса, Караваджо и даже Айвазовского, у которого есть несколько картин по библейским сюжетам? Как вообще образованный человек может не знать, кто такие Юдифь, Давид и Голиаф, Самсон и Далила? Кто и зачем отсек голову Иоанну Предтече? Или откуда пошли выражения «тьма египетская», «иерихонские трубы», «соломоново решение»…
А на «Основах православной культуры» ребенку все это расскажут. Или хотя бы дадут толчок, чтоб ему самому захотелось узнать.
Если это и есть «попы в школах», то я Навуходоносор.
1 сентября мой сын пойдет в четвертый класс. Мы выбрали ему «православие». Во-первых, он у нас мальчик воцерковленный. Во-вторых, я надеюсь, он когда-нибудь побывает в Лувре. Хочу, чтоб он там понял все картины, а не через одну.