Точка возврата

Исторический центр края – Енисейск – ждет возрождения

Точка возврата Исторический центр края – Енисейск – ждет возрождения

Сколько нужно времени, чтобы узнать город, – день, год, десять лет? Или в этом случае, как с людьми, первое впечатление самое верное? Мне кажется, сколько в городе ни проживи, он будет оставаться для тебя всегда таким, каким именно ты хочешь его видеть. Журналисту, конечно, нужно быть объективным, но что поделаешь, если Енисейск – город, с которого началась история Красноярского края как части России, мне просто понравился.

Раньше здесь я бывала то проездом, то с какими-нибудь срочными визитами, во время которых остановиться-оглядеться даже не мечтай. Пресс-тур «Енисей.РФ» стал первой возможностью узнать город по-настоящему. Видимо, благодаря солнечной жаркой погоде, стоявшей в те дни, он запомнился мне спокойным, сухим и старым, как греющийся на летней завалинке древний дед, который хоть и придавлен к земле временем и невзгодами, но обладает такой силой характера, что от него можно заряжаться энергией.

Вчера

У Енисейска замечательная история: столица огромной богатой губернии – земли российской «золотой лихорадки», на которую в середине XIX века приходилось 95 процентов всей золотодобычи империи. Основанный в 1619 году казачий форпост, благодаря которому появились многие другие города Сибири, включая Красноярск, Якутск, Иркутск, два века служил главными воротами в Восточную Сибирь. Енисейск был перекрестком торговых путей между западной и восточной частью России, между Москвой и Китаем. В городе работало более 20 фабрик и заводов. Построенные здесь суда использовались и для активно ведущейся торговли, и многочисленными исследовательскими экспедициями. Искусных кузнецов, резчиков по дереву, литейщиков, иконописцев и золотошвеек Енисейска знали по всей Сибири и считали особым шиком и удачей нанять их или приобрести их изделия.

_DSC3257.JPGВ XIX веке в Енисейске насчитывалось около 19 тысяч жителей. Он входил в десятку лучших уездных городов Российского государства. Здесь работал и пользовался огромной популярностью свой народный театр. Специально для его примы Веры Дорониной выписывался из Санкт-Петербурга журнал «Женщина». В музее сохранилась подшивка этих журналов 1908 года. По содержанию они практически не отличаются от современных. Но можно представить, как в то время завидовали Дорониной модницы Енисейска, как «списывали» с нее новые фасоны.

По словам сотрудника администрации города Ольги Портных, енисейцам принадлежит рецепт ставшей в XIX веке популярной сибирской закуски.

Ананасы с перцем – историческая закуска, купеческое изобретение. Ее придумал купец Григоров, на золотом прииске которого была оранжерея, где выращивались ананасы.

Сегодня

У бывшей губернской столицы непростое настоящее. Здесь почти не осталось промышленных предприятий. Люди работают в основном в бюджетных учреждениях и торговле. Енисейск называют городом пенсионеров. Это верно лишь в той части, что молодежь в поисках работы уезжает отсюда. А вот жить здесь в преклонном возрасте, мягко говоря, некомфортно. 70 процентов жилья в городе не имеет водопровода. Значительная часть домов без централизованного теплоснабжения. Врачей не хватает катастрофически, добротные тротуары даже в центре города не повсюду. Здесь хорошо быть туристом, а не жителем пенсионного возраста.

Еще Енисейск часто называют городом-музеем. Но пока этот «музей» выглядит сильно запущенным. Прекрасные здания XIX века ветшают и разваливаются на глазах. Уничтожение советской властью большинства церквей тоже не пошло на пользу ни облику города, ни его душевному состоянию.

DSC_0908.JPGЛично я бы назвала Енисейск городом музеев. Не все достойное здесь так называться находится в лучшем состоянии и готово к осмотру, но даже того, что можно увидеть, достаточно, чтобы восхититься. Енисейск единственный в Красноярском крае занесен в список исторических городов России. В июне 2000 года центральная часть города была внесена в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В крае существует всего два музея, которые старше Красноярского краевого, и один из них – Енисейский, основанный в 1883 году (второй – Мартьяновский в Минусинске, основан в 1877 году). Каждый храм и более сотни зданий, признанных памятниками культуры и архитектуры, хранят столько историй, что сами по себе могут быть музеями.

Но главное, что поразило: здесь три частных музея. Один из них – уникальный, претендует на место в Книге рекордов Гиннесса, в нем собраны 1 250 рубанков, самый старый из которых сделан в 1780 году. Грунтубель, фальцгебель, зензубель, дорожник, горбач, калевка и еще почти 20 наименований разных эпох и производителей, есть даже изделие фирмы «Пежо».

Другой – более привычный – с коллекцией вещей, фотографий, деталей убранства домов XVII–XIX веков. Буквально о каждом предмете хозяин может рассказать целую повесть, а то и роман. Здесь удивительная коллекция всевозможных старинных весов, среди которых рычажные 1888 года. Немецкие настенные часы – им более 100 лет. Кофемолка, которой в 2011 году исполнилось 200 лет, в рабочем состоянии, – еще один пример продукции компании «Пежо».

– Мы живем по принципу: любить, наследовать и продолжать, трудиться в поиске и очищаться. Несовершенное не прославлять, от вдохновенного не отрекаться, – говорит Надежда Домаева, хозяйка музея. – Люди разных национальностей, разных стран берегут свои традиции – потому и прекрасен мир, что он разнообразен. И нам нужно беречь свои традиции, изучать их, стремиться по примеру старых мастеров к совершенству.

Третий частный музей – обычная квартирка с необычным убранством – всем своим видом рассказывает о нашем ближайшем прошлом и о жизни ее хозяйки – блокадницы Капиталины Вершининой.

Завтра

Енисейск, численность населения которого согласно переписи 2010 года – 18 909 жителей, имеет не очень определенное отдаленное будущее. А ближайшие его годы определят 1 млрд 200 млн рублей – такую сумму край выделяет на программу подготовки к празднованию 400-летия города. На них будут отреставрированы 22 здания, восстановлена система отвода грунтовых вод, которые уничтожают фундаменты исторических зданий. Большегрузный транспорт пустят в объезд центра, и памятники истории наконец-то перестанут содрогаться от грохота лесовозов и ядовитых дизельных выхлопов.

Жители города надеются, что все эти усилия станут шагом к новому развитию города.

Настроение у нас в городе хорошее, жизнеутверждающее – у сибиряков, по-моему, чем севернее, тем больше оптимизма, – считает Лариса Харченова, жена художника. – Муж иногда говорит, что уехал бы отсюда давно. И действительно, нас здесь ничего не держит: дети выросли, внуки тоже подрастают уже и живут не здесь… А подумаешь хорошенько и понимаешь, лучше Енисейска нет. Притягивает он.

…Конечно, этот город и в снегу утопает, и в грязи, и есть в нем вымощенные брусчаткой тротуары – все как во всех российских городах. Но сейчас, когда я вспоминаю о Енисейске, не могу отделаться от ощущения набившегося в босоножки сухого песка с мелкими камешками. Они жутко раздражали, пока я окольными путями, по тропинке вдоль дороги, шла от пристани к недавно отреставрированным Спасо-Преображенскому монастырю и Успенскому собору. А сейчас они остались одним из самых ярких впечатлений от уходящего лета.

ЕНИСЕЙЦЫ

Душа города

_DSC3162.JPGКапиталина ВЕРШИНИНА

блокадница

– Моя квартира даже в туристическом маршруте записана. У меня дома настоящий музей: вышивка, вязание – все три комнаты в моих коврах, картинах, салфетках, скатертях. Я и подъезд украшаю, чужие люди приходят, воруют иногда, а я опять развешиваю свои картины. Сорок лет уже этим занимаюсь. Я – блокадница, детдомовская, там и на гармошке научилась играть. Когда нас вывозили из Ленинграда, из блокады, теплоход разбомбили, погибло 23 ребенка. А меня солдат спас, помню, вынес на берег – весь обледенелый, сосульки на нем висят – и сказал: «Теперь ты должна жить за всех 23 детей». Так и живу. В 70-м мужа похоронила, осталась с пятерыми детьми. Мы с ним сошлись: у меня уже было трое детей, да у него двое, потом я еще двоих ему родила. Жили в военном городке, в Монголии. Через пять лет муж разбился. А у меня младшему всего два месяца… Его двоих детей свекровь сразу забрала, и квартиру забрала, и пенсию, все – бери шинель, езжай на все четыре стороны. Вывезли нас на станцию, мы 18 дней на вокзале прожили, что было – все проели. Потом увидела объявление: вербуют в Якутию – пять лет там отработала, в тубдиспансере поваром. Детей кормила объедками. Ничего уже не боялась, ни того, что кто-то косо посмотрит, что детей заражу, – лишь бы они сыты были. Молодая была, в тридцать-то лет были и ухажеры, но как только скажу, что пятеро детей…

Сын сюда в армию призвался, я к нему приехала и осталась. Теперь все дети выросли, разъехались, кто в Самаре, кто в Красноводске. Живу в двухэтажном деревянном доме старом, неблагоустроенном: сами подъезд моем, белим. У каждого своя печка, сами топим, воду носим. Воду привозят каждый понедельник, бочечка 20 рублей. Дрова покупаем – соцзащита деньги дает. Тяжело одной жить, но и с этим можно справиться. Сорок-то лет назад я сначала плакала, а потом думаю, что плакать-то, кому я чего слезами докажу. И теперь пою да дом свой и себя украшаю. И сейчас мне мои 75 лет никто не дает, а я и не беру!

_DSC3209.JPGВиталий ИСЛЕНТЬЕВ

хозяин музея рубанков

– Я всю жизнь что-нибудь коллекционировал. У меня до сих пор еще лежат 800 старых пластинок, патефон, гармошки, баяны – штук 15. Я сам на них играю. Первые рубанки, которые вошли в коллекцию, я нашел в старой коробке в родительском доме в 2008 году. И заинтересовался: коллекционер по натуре. Оказалось, что они есть в каждом доме и все разные. Сейчас их у меня уже 1 250 – все в рабочем состоянии. Когда набралось 500, меня зарегистрировали в Книге рекордов России. Сейчас идет процесс сбора документов для регистрации в Книге рекордов Гиннесса. Процесс очень сложный: туда случайных людей не допускают. Не было ни одного рубанка, чтобы я его приобрел и поставил сразу на полочку: каждый раз приходится ручки приложить, наточить, почистить, восстановить – очень трудоемкий процесс. Многие поступают в плачевном состоянии. Приходят по-разному: и покупаю, и дарят, обмениваюсь, друзья привозят. Вот из Москвы привезли – один товарищ лично для меня его изготовил. Я с ним познакомился на одном мастеровом форуме. Там такие классные специалисты! Я выставляю фотографии рубанков, и мы их обсуждаем – информации ведь по этой теме особо нет. Так, по крупицам, собираю. Не скажу, что каждый знаю в лицо, но если вижу рубанок, сразу могу сказать, есть ли у меня такой.

Я всю жизнь шоферил, занимался металлом, окончил автотранспортный красноярский техникум. Деревом вообще не занимался, так, дома понемногу что-то ремонтировал. Сейчас взялся за абсолютно новое для себя дело. Восстановить рубанок – тот еще труд. Есть в нем такие детали, как, например, клинья, там нужно одновременно в пяти плоскостях правильную форму придать. Но делаю, получается, я доволен – каждый рубанок рабочий. Рубанкам, можно сказать, повезло, что они ко мне попали. А я – наоборот… Уже говорю: ну почему я марками на занялся?! Ее взял, наклеил и все – любуйся, гордись.

Антипов.jpgИгорь АНТИПОВ

глава города

– Конечно, в городе утрачено много производств. Но у нас немало организаций федерального уровня, в которых работают жители Енисейска: войсковая часть, УФСИН и другие. Молодежь уезжает, и наша задача – создавать условия, чтобы она задерживалась. И те мероприятия по развитию Енисейска как объекта туристического интереса, которые мы проводим в рамках подготовки к 400-летию, думаю, отчасти решают и эту проблему. Тем более что на базе Енисейского педагогического колледжа и Енисейского ПТУ, которое в сентябре получает статус техникума, будут готовить специалистов, востребованных в этой сфере. И очень большой объем работы по реставрации объектов культурного наследия – это тоже рабочие места. Кроме того, мы рассчитываем, что по программе транспортной доступности наше авиапредприятие получит средства на организацию взлетно-посадочной полосы и зала ожидания. Идет строительство современного объекта Министерства обороны – новой РЛС, воинская часть которой будет дислоцироваться в Енисейске. А значит, перед нами стоит еще одна задача – создание комфортных условий для жизни в городе. Это важно не только для жителей, но и для туристов более привлекательно. Поэтому сегодня решается очень серьезная проблема: идет комплексная модернизация объектов ЖКХ. Уже начато строительство новой современной мощной котельной в Енисейске, магистральных теплосетей. Ситуация в Енисейске уникальна тем, что в городе 26 муниципальных котельных и 10 ведомственных. Часть из них мы сможем закрыть, надежно обеспечив город теплом. К 2016 году мы намерены выполнить поручение президента и губернатора и решить проблему с местами в детских садах. Очередь от трех до семи лет – 294 ребенка, эту проблему мы решим первым делом. Уже в этом году открываем 40 мест дополнительно в одном из детских садов, на следующий год планируем еще 40 мест. И параллельно ведем работу по возврату здания, которое сейчас отдано Енисейской ЦРБ. Эту проблему нам придется решать в комплексе: необходимо строить отделение для больницы.

_DSC3271.JPGигумен НИКАНОР

благочинный Енисейского округа, наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря

– Физически я так устаю, что иногда прихожу и просто падаю. Такой здесь у нас объем работы, в том числе и по реставрации. Но, с другой стороны, я сопричастен истории своих предков. 400 лет монастырю – это история не только Сибири, не только Красноярского края, это история России. И мне Господь дал возможность принять в ней участие. У нас всего 10 монахов, но не потому, что нет желающих или некуда принять, просто я сторонник того, чтобы выбор монашеской жизни был осознанный и человек прошел испытания. Постричь можно хоть сейчас многих, но не каждый может нести этот груз через всю жизнь. Три года испытание – минимум. У нас в монастыре один человек 15 лет прожил, но так и не постригся. Он замечательный человек, и если он придет, я его опять трудником возьму, но монах из него никакой: пьянство. Часто можно слышать, что люди приходят в монастырь из-за каких-то личных переживаний: жизнь не сложилась, любовь драматическая… Нет, если есть проблемы, никуда от них не уйдешь, они, как закисшее варенье, начнут бродить в душе и здесь. И вместо сладости монашеской жизни получишь страсти, которые изнутри разорвут.

Чудеса в нашей жизни случаются каждый день, мы просто их не видим, не замечаем. У одного из святых отцов есть выражение о том, что Господь настолько милостив к своему созданию, что если бы он дал человеку понимание и осознание тех грехов, которые он совершил в своей жизни, мы бы, наверное, сошли с ума.

Если ты идешь не туда, тебе об этом даст понять тяжесть на душе. Душа – это ведь наша совесть. Она нас обличает. Мы ее забиваем, стараемся не обращать внимания, но когда человек идет не туда, у него появляется скорбь. Сейчас часто можно услышать: «Тяжело жить!» А отчего тяжело-то? Жизнь не радует, отчаяние, на работе сложности, депрессия – сейчас любимое слово многих. Это происходит оттого, что душа пустая.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного