На минувшем международном инновационном форуме, который проводился в Санкт-Петербурге, Красноярский край завоевал первый кубок вызова «Лучший инновационный регион России». В то же время по объему привлеченных инвестиций регион является первым в Сибири и входит в первую десятку по России. Однако для значительной части жителей края работа министерства инноваций и инвестиций – равно как и уникальные проекты, созданные нашими учеными, – остается настоящей terra incognita. О сегодняшних достижениях и об амбициозных планах на будущее рассказывает исполняющая обязанности министра инноваций и инвестиций Красноярского края Ольга РУХУЛЛАЕВА.
– Ольга Владимировна, на каких направлениях инновационной деятельности сейчас сконцентрированы усилия профильного министерства?
– В первую очередь мы продолжаем работать над развитием регионального бизнес-инкубатора (КРИТБИ). Наша задача – внедрить эффективную систему поддержки проекта менеджерами, сократить сроки реализации каждого проекта до минимума.
Второе направление работы – это выстраивание эффективного взаимодействия с действующими институтами развития – венчурными и грантовыми фондами, инновационным центром «Сколково».
Третье – создание в регионе недостающих элементов инфраструктуры. Бизнес-инкубатор поддерживает проекты на уровне стартапа, а нам нужно их сопровождать далее – до стадии производства. Поэтому так важно строительство промышленного парка в Железногорске. И, конечно, на повестке дня стоит создание в Красноярске собственного венчурного фонда.
Скорее всего, он появится в следующем году.
– На какой стадии сейчас работы по созданию промышленного парка в Железногорске?
– В прошлом и в этом году мы занимались проектированием объекта, была проведена огромная работа с Министерством экономического развития РФ по привлечению дополнительного финансирования. Мы планируем, что через год-полтора первый пусковой комплекс промпарка начнет работать. В рамках проекта привлечем резидентов, которые будут организовывать работу и по системе brownfield (браунфилд – готовые цеха, корпуса, где могут размещаться новые производства или модернизироваться старые. – Прим. ред.) – это что касается первого пускового комплекса, и по системе greenfield (гринфилд – земельный участок с подведенными коммуникациями. – Прим. ред.) – для тех, которые будут самостоятельно строить корпуса и размещать производства. Уже сейчас у нас есть набор резидентов из разных регионов России, которые собираются работать в Железногорске.
– В ноябре в Железногорске пройдет инновационный форум, каковы ваши ожидания от этого мероприятия?
– Первый форум в Железногорске прошел год назад. И с этого времени многое изменилось: город стал площадкой для пилотного кластера, стартовал проект промышленного парка. И теперь пора сконцентрировать внимание на первоочередных задачах для их работы. Одна из наиболее актуальных – это подготовка инженерных кадров.
Второй темой для обсуждения на форуме станет привлечение инвесторов малого и среднего бизнеса на территорию Железногорска.
Также мы хотим презентовать будущим резидентам индустриального парка площадку с льготными условиями.
– На прошлом форуме были, в том числе, и представители зарубежных компаний…
– Да, мы их сами пригласили в качестве экспертов, чтобы они поделились опытом создания аналогичных проектов инфраструктуры – индустриальных парков и бизнес-инкубаторов. Информацией с ними мы обмениваемся до сих пор. К примеру, наш красноярский инкубатор сейчас вступает в европейскую сеть бизнес-инкубаторов. Это означает, что он появится во всех базах данных: ознакомиться с нашими проектами смогут иностранные инвесторы, компании. И наоборот, мы сможем участвовать в зарубежных проектах: многие крупные международные корпорации реализуют программы инновационного развития и модернизации, ставя определенные задачи – к примеру, повысить энергоэффективность на определенном участке, – и размещают в сети. Иными словами, попадая в эту сеть, мы существенно расширяем возможности для трансфера технологий – как из Европы в Россию, так и наоборот.
– С городами – Красноярском, Железногорском – все ясно. А каким образом выстраивается работа министерства в районах края? Возможно, планируется создание своеобразных филиалов КРИТБИ и фонда науки?
– Далеко не всегда создание таких филиалов может дать толчок работе по поддержке инновационного бизнеса. Нам бы, наоборот, хотелось «притягивать» проекты с территорий в Красноярск – потому что именно здесь им гарантирован наиболее стремительный старт. Кроме того, в Красноярске достаточно сильный бизнес-инкубатор – а ведь это не только помещение и центр прототипирования. Это в первую очередь среда. Попадая в нее, люди могут заряжаться идеями, наблюдать истории успеха и, в свою очередь, стремиться достигнуть таких же высоких результатов.
Но, с другой стороны, развивать в районах систему поддержки идей, конечно, является нашей задачей. Мы уже начали просветительскую работу с муниципалитетами и собираемся продолжать ее в дальнейшем. Еще более важное направление – это внедрение инноваций в районах. Для этого мы приглашаем в КРИТБИ глав городов, показываем, какие у нас есть разработки. Кое-где работа по внедрению проектов в территориях уже начата: к примеру, в Кежемском районе один из резидентов установил свои центры автоматизации ЖКХ, которые существенно помогают экономить на оплате услуг.