В кузнице села Таяты багрово светится горн. Ухает молот по стальной заготовке. Летят в стороны искры. Кузнец Игорь Звягин просит заезжих журналистов посторониться – искры легко могут прожечь одежду. Ведь металл разогрет до красного каления.
Игорь – кузнец необычный. Он кует только топоры. Почему? Да потому, что вместе с двумя братьями организовал семейное предприятие. Сам он кует, один из братьев делает чехлы и рукояти к топорам, другой занимается слесарной частью.
Обычный топор, оказывается, хранит массу секретов, известных только мастеру. Впрочем, у Игоря они необычные – напоминают древнерусские или скандинавские боевые секиры.
Интересуюсь: почему такая форма?
– Облегчение веса и уменьшение амортизации, – поясняет кузнец. – При работе с топором обычной формы больше вибрации переходит в рукоять и передается в руку. А за счет вот этой выборки удар получается более мягким, и руке легче.
Длина рукояти, вес инструмента, его размер – все это вещи не случайные, а выверенные временем и опытом. Самая удобная, на взгляд мастера, рукоять – 65 сантиметров. 75 – длинновата, но кому-то нравится.
Какого-то особого секретного сплава для своей продукции он не использует. Просто лезвие делается из нескольких слоев. Снаружи сталь мягкая – она хорошо затачивается. Таким лезвием, как говорится, можно бриться. А внутри – силовая сталь.
– Но дело даже не в марке металла, а в умении его правильно обработать, – рассказывает Игорь. – Когда куешь, очень важно не перегреть. Ведь температура горения железа и температура кузнечной сварки находятся совсем рядом. Перегреешь – получается рыхлая масса, напоминающая пемзу.
После ковки важно правильно отжечь топор. То есть медленно нагреть и медленно остудить. Во время этого процесса в металле исчезают все внутренние напряжения, возникшие во время ковки. А потом обязательно правильно закалить. Температура металла должна быть от 610 до 640 градусов. И обязательно теплое масло для закаливания.
Интересно, каким термометром кузнец вымеряет эти 600 с небольшим градусов? По опыту, на глаз. Когда цвет раскаленного металла начинает меняться с темно-оранжевого на более светлый.
А после правильной закалки надо делать старение. Это также процесс длительного нагревания и столь же длительного охлаждения, занимающий примерно полтора часа.
С рукоятями тоже не все просто. Для их изготовления используется ясень, который заказывается аж из Апшеронска. Закупают его братья раз в году большой партией.
Топоры работы Звягина пользуются огромной популярностью. Заказы расписаны до мая следующего года, несмотря на то, что цена топора в среднем 7,5 тысячи рублей.
Слава мастера перешагнула границы России.
– Где-то треть топоров уходит за рубеж, остальное продается у нас в розницу, – рассказывает Игорь. – Сейчас делаем крупный заказ для финнов.
Казалось бы, с такой бешеной популярностью стоило подумать о расширении производства. Но Игорь не только кузнец, но и философ.
– Я не употребляю слова «работа», потому что производное этого слова – «раб», – делится он. – Мне ближе слово «труд». Когда ты трудишься – то это для себя, в свое удовольствие. Подыскиваешь тот ритм, который тебе комфортен. Можно делать гораздо больше, но зачем, если это не в радость?