Труд делает из выпускника топ-менеджера Как утолить кадровый «голод» при переизбытке молодых специалистов

Труд делает из выпускника топ-менеджера Как утолить кадровый «голод» при переизбытке молодых специалистов

Проблема трудоустройства выпускников вузов имеет несколько факторов. Один из них – изменение рынка труда. Оно связано с реформами в экономике и сельском хозяйстве, сокращением потребности в специалистах. Отрицательную роль играет и отсутствие прогнозов социально-экономического развития регионов.


 

Слабая связь с предприятиями по вопросам подготовки специалистов под конкретные рабочие места привела к изменению ориентиров. При определении направлений деятельности вузы и ссузы больше ориентируются на потребности личности в образовании, а не на реальные нужды рынков труда. Зачастую вузы даже не проявляют интереса к взаимодействию с работодателями. При этом ссылаются на дефицит финансовых и административных ресурсов, но не задействуют информационный ресурс.

Все средства хороши

Наш университет активно использует свой сайт для формирования базы вакансий АПК", рекомендаций выпускников, резюме победителей. Коллектив КрасГАУ осознает, что трудоустройство выпускников, во-первых, отражает качество и результативность инновационных образовательных программ нашего вуза, изменение уровня аграрного образования, научных разработок и эффективности их внедрения. Во-вторых, оценивается существующий инновационный потенциал самого вуза.

В КрасГАУ, как и во многих других вузах страны, активно работает отдел содействия трудоустройству выпускников. В его обязанности входит не только работа с сайтом университета, но и прямые связи со всеми структурами власти муниципальных образований, образовательными, сельскохозяйственными организациями и другими предприятиями.

Агроуниверситет участвует во всех краевых, городских и районных ярмарках вакансий. Вузом проводится работа по созданию и реализации специальных курсов по поведению и адаптации выпускников на современном рынке труда (экономические, психологические, правовые знания и навыки). В КрасГАУ есть опыт курсов по открытию предприятий малого бизнеса.

Силами КрасГАУ создана автоматизированная система, позволяющая получать, обрабатывать и выдавать информацию о состоянии рынка труда и образовательных услуг. Проводится ежегодный конкурс среди студентов-старшекурсников «Золотой кадровый резерв АПК». Создан банк данных выпускников 2011 года и работодателей. Ежемесячно обновляется банк вакансий. Проводятся собрания с выпускниками по предварительному распределению. Разработан и внедрен в учебный процесс дополнительной образовательной программы курс «Успешное трудоустройство. Практические навыки самопрезентации».

Результаты говорят о том, что мы идем по правильному пути. Из выпускников очного отделения в 2010 году трудоустроились 84,1 % (578 человек), при этом в сельскохозяйственные организации разных форм собственности – 65 % (446 человек).

Важное направление – стажировка на предприятиях с целью получения практических навыков. В этом нам может помочь специальный законопроект, в котором оговариваются квоты на рабочие места, чтобы в процессе стажировки молодые специалисты могли получить практический опыт. А следовательно, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

В настоящее время готовится новый, уже третий законопроект по ДЦП «Кадровое обеспечение АПК Красноярского края на период 2012–2014 годы», который может учесть многие из обсуждаемых сегодня проблем.

Студенты XXI века

Отличительная особенность современных студентов в том, что большинство из них начинают подработку с младших курсов.

Конечно, далеко не все молодые люди в поиске первой работы сразу попадают в десятку, то есть находят место, с которого начнется их карьера. Но первый трудовой опыт дает возможность почувствовать реальную жизнь, узнать, что такое трудовой коллектив, как с ним взаимодействовать, какие требования предъявляют сотрудники друг к другу и кто такой начальник. Поэтому за время учебы желательно поработать в нескольких местах. Цель этого поиска – найти идеальное место, соответствующее профилю и специализации.

Интересны итоги опроса о том, когда начинают работать наши студенты и выпускники. Половина респондентов приступают к трудовой деятельности в период обучения, начиная с третьего и четвертого курса. Это связано с тем, что в вузах начинается изучение специальных дисциплин, и студенты могут начинать работать по профилю своей специальности. Здесь, в свою очередь, возникают проблемы с адаптацией к новому ритму жизни – совмещению работы и учебы. При этом нередко учеба отодвигается на второй план, в результате чего происходит снижение качества подготовки будущего специалиста. Это должна учитывать не только администрация вуза, но и работодатели, берущие на работу студента на полную вторичную занятость.

Четвертая часть опрошенных вступает в трудовые отношения уже с первого года обучения. Это можно объяснить тем, что среди студентов много иногородних, которые вынуждены сами себя обеспечивать.
Отрадно, что те, кто ищут работу только перед самым окончанием вуза или после, составляют наименьшую часть. Когда студенты до последнего курса не думают о том, куда они пойдут работать, это их дело, но ведь сложнее начинать карьеру с чистого листа. Конечно, государство помогает им, открывая программы для молодежи.

Диплом в сторону?

Общая для всей страны беда: выпускники вузов не идут работать по полученной специальности. Это ведет не только к разочарованию в выбранной профессии, но и к девальвации государственных расходов на высшее образование, ослаблению интеллектуального потенциала страны. И в итоге к росту социальной напряженности.

Но нельзя забывать, что, работая по полученной специальности, человек сможет полнее себя реализовать, раскрыть потенциал. Ведь специалист, который благодаря полученному образованию досконально разбирается в своих вопросах, находится совершенно на ином уровне. Такие компетентные люди бывают очень успешны.

Среди наиболее распространенных причин работы не по специальности: низкий уровень заработной платы (29 %), низкий спрос на полученную специальность (15 %), низкая привлекательность полученной специальности для самого специалиста (9 %).

Есть и еще одна немаловажная причина. Она срабатывает в самом начале – еще при выборе специальности. И сразу закладывает неверный фундамент под будущее. Школьники при достаточно большом количестве учебных заведений в регионе затрудняются сделать правильный выбор учебного заведения. Это происходит потому, что профориентационная работа среди них практически не ведется. И школьники даже не знают, какая специальность подходит для них больше всего. Сказывается и нехватка информации об учебных заведениях.

Случаи ошибочного выбора специальности далеко не единичны, в данном вопросе ответственность принято возлагать на школы и родителей. Однако и вузовские службы способны существенно повлиять на правильность выбора специальности и будущей профессии.

Запад нам поможет

Для современного российского рынка труда интересен и полезен зарубежный опыт.
В общем виде политика трудовой подготовки в США определяется концепцией «Образование для карьеры». Программа нацелена на то, чтобы «сделать индивида способным к дальнейшему обучению». Главное – воспитать у молодежи способность получать информацию, учиться и переучиваться в течение всей жизни, а также находить возможность адаптации к непрерывно меняющимся условиям труда, характеру производства.

В XX веке в Англии был принят закон, дающий право школьным властям с разрешения министерства народного просвещения открывать учреждения, где бы учащиеся могли получать помощь в выборе профессии советом или справкой практического характера. В Италии проблема профориентации решается средней школой, службой профориентации министерства труда и социального обеспечения, психологическими лабораториями, функционирующими при ряде высших учебных заведений и муниципалитетах.

Профессиональная ориентация учащихся в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции выделена в специальную часть учебно-воспитательного процесса. Почти в каждой школе есть специальный учитель, знакомящий учащихся с подходящими профессиями, он оказывает выпускникам практическую помощь в получении работы. Здесь функционируют специальные общегосударственная и частная службы профориентации, в рамках которых взаимодействуют школы, биржи труда, специальные психологические лаборатории на правах профконсультационных пунктов.

В Японии в профориентационной работе ярко проявляется направленность государственного заказа не на свободный выбор профессии в соответствии с интересами и склонностями индивида, а на воспитание в общеобразовательной школе квалифицированной рабочей силы. Оно осуществляется планомерно и непрерывно с момента поступления ученика в школу. В этой работе участвуют и родители, которые должны оказывать помощь в выборе профессии в соответствии с требованиями промышленников данного района.

Реализация накопленного опыта европейских школ, школ США и Японии с учетом специфики российских условий, экономической ситуации, культурных традиций возможна в синтезе их идей профориентационной работы.

Бизнес развивается. Конкуренция растет. И задача любого образовательного учреждения – не только выжить, но и оставаться конкурентоспособным как можно дольше. Анализ маркетинговых показателей любой области образования свидетельствует, что в более выгодном положении находятся организации, предлагающие клиентам либо низкую стоимость услуг, либо высокое качество исполнения. Показательно, что названные условия редко сочетаются вместе. Хорошее образование требует соответствующей материально-технической базы. Главная задача успешного образовательного учреждения – найти золотую середину между амбициями и реальными возможностями.

Николай ЦУГЛЕНОК, ректор Красноярского государственного аграрного университета

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от
Три четверти успеха
85 лет назад, 21 мая 1937 года, началась знаменитая советская экспедиция «Северный полюс – 1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.
О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о