Труд не панацея?

Как воспитать сирот ответственными взрослыми, а не инфантильными эгоистами

Труд не панацея? Как воспитать сирот ответственными взрослыми, а не инфантильными эгоистами

Есть в Красноярске в микрорайоне Солнечном известный дом. Прославился он тем, что однажды в его квартиры вселились 209 бывших воспитанников детских домов. С тех пор многоэтажка «радует» жителей края регулярными новостями: то сироты выломали новые двери в подъездах, то жители обратились к депутату с просьбой защитить их от таких соседей… Несколько месяцев назад в «НКК» проходил круглый стол, где эксперты искали ответ на вопрос: в чем причина такого поведения бывших детдомовцев? Сошлись во мнении: все дело в отсутствии трудового воспитания. На этой неделе мы побывали в детском доме в селе Есаулово и поняли: не все так однозначно.

С раннего возраста

С 2007 года Есауловский детский дом – это центр социально-трудовой адаптации и профориентации для детей-сирот из центральных территорий края. Здесь есть небольшой огород, ферма и швейные мастерские. Ребят вывозят на экскурсии в училища и вузы, знакомят с потенциальными работодателями. На вопрос, как вырастить из детдомовца ответственного человека, а не инфантильного эгоиста, заместитель директора по воспитательной работе Наталия Аникина отвечает кратко:

– Нужно работать с ребенком с самого раннего возраста.

Дальнейшая наша беседа, экскурсия по детскому дому и общение с детьми расшифровали эту фразу…

Есауловский детский домВ Есауловском детдоме живет 50 детей, только трое из них – круглые сироты. Остальные поступили из неблагополучных семей Красноярского края, Тувы, но преимущественно, конечно, из ближайших к Березовскому районов. За последние два года под опеку из детдома взяли пять ребятишек, 14 человек прошли через семейные формы устройства.

В самом детдоме условия пребывания стараются максимально приблизить к семейным: вместо групп и комнат здесь «семьи» и квартиры со спальнями, гостиными, игровыми. В «семьях» живут разновозрастные дети. Это, по мнению воспитателей, формирует у ребятишек ответственность, а еще в таких «семьях» сами собой появляются полномочия: кто-то вытирает пыль, кто-то следит, чтобы младшие убирали игрушки…

На каждый день назначается дежурная «семья»: она смотрит за порядком в детдоме, накрывает столы в столовой, убирает в стайке.

– Знаю, что в некоторых детдомах это не приветствуется, – говорит Наталия Владимировна. – Но я не представляю, как можно подготовить ребенка к самостоятельной жизни, если он не умеет сервировать стол, не понимает, что в комнате должно быть чисто. На мой взгляд, это никакая не эксплуатация детского труда, это проявление уважения к тому месту, где ты живешь. В нашем штате есть и кухработники, и дворник, и уборщица, но дети у нас могут и полы помыть в группе. И не потому, что мы, воспитатели, их заставляем, а потому, что в их «семье» сложилась такая традиция.

«Мы все умеем!»

Помимо мытья полов и уборки в столовой воспитанники Есауловского детдома сажают капусту и копают картошку – за детской площадкой разбит огород, у каждой из шести «семей» свой участок.

Показывают хозяйство нам девочки: Алина, Женя и Дарина.

– Вот наша капуста, а вот там свекла третьей «семьи», а горох мы уже вырвали, и огурцы закончились, – перебивают друг друга девчонки.

– Тяжело картошку копать? – спрашиваю.

– Ой, нет, нам нравится, – видно, что искренне, отвечает Алина. – Это интересно так – огород! Мы еще зимой планируем, что сажать будем, потом рассаду выращиваем, ухаживаем за ней, потом грядки нам мальчики делают, а мы уже в землю пересаживаем растения.

– А осенью у нас праздник урожая, – продолжает Женя. – Подсчитываем, сколько килограммов и каких овощей вырастила каждая «семья», вручаем грамоты. В прошлом году выиграла «семья», где самые маленькие дети живут. У них ручки маленькие, им ловчее с семенами обращаться.

Выращенные овощи идут в дело: на салаты.

Есауловский детский дом– Нам, конечно, не очень разрешено кормить детей собственной продукцией, – деликатно говорит о странной законодательной коллизии Наталия Владимировна, – но мы это делаем. Иначе какой смысл? Ребенок должен ощутить результат своего труда…

– А то, что не можем съесть, отдаем коровке и свинюшкам, – перебивает завуча Дарина. – Пойдемте в стайку! Вы не бойтесь, там чисто, мы убираем, дежурим «семьями» по очереди, пахнет вот, правда, все равно неприятно.

– И что, всем ребятам нравится навоз чистить?

– Ну нет, – мнется Дарина. – Но никто не отказывается, это ведь стыдно – лежать в комнате, когда твоя «семья» работает.

Алина продолжает:

– Вообще у нас замкнутый цикл получается: мы кушаем, объедки относим в стайку, поросята и корова растут, когда они становятся жирненькими, их пускают на мясо, которое нам в столовой готовят. А не было бы у нас стайки, пришлось бы покупать больше мяса, – опровергает девочка миф о том, что детдомовцы не имеют представления, откуда берутся продукты.

– А еще мы клумбы сделали в прошлом году, – торопится рассказать про все Алина. – Сами колеса вкапывали, красили, сажали цветы. Красиво? Мы все умеем: и вещи свои стирать можем, и посуду мыть, футболку сшить, например. В магазин ходим, знаем, что сколько стоит…

Воспитатели не волшебники

Дарине, Жене и Алине по 11–12 лет, в детский дом они попали несколько лет назад, в том счастливом возрасте, когда мудрый воспитатель еще может изменить заложенные в «неправильной» семье установки. Но специалисты детдома отмечают: в последнее время все чаще к ним привозят детей старшего возраста – 15–16-летних подростков.

– Это большая проблема. У таких детей уже сформировано свое – извращенное – представление о мире, – говорит Наталия Владимировна. – И когда они попадают в нашу среду, где есть нормы и правила, они расценивают их как посягательство на личную свободу. Возникает протест. Наша статистика за последние три года говорит о том, что дети, которые попали к нам в младшем возрасте, более успешны. Потому что подготовка к самостоятельной взрослой жизни начинается не за год до выпуска из детдома, а с ранних лет. Мы не волшебники, мы не сможем за 1–2 года изменить то, что закладывалось в ребенка на протяжении 15 лет. Если девочка поступает к нам в 14 лет и она уверена, что женская красота – это путь к богатству и счастью, если она уже имела отношения с мужчинами, что мы можем сделать с этой установкой? В таком возрасте ей уже не нужны наши игры в огород и занятия в швейной мастерской. Вопрос: а где были органы опеки раньше? Почему с семьей никто не работал? Чего ждали? И какого результата они хотят от нас?

Несложно догадаться, что именно такие «поздние» детдомовцы зачастую и становятся потом «социальными паразитами», не умеющими трудиться, но уверенными, что все им должны. И на этом фоне все остальные усилия государства по социализации и адаптации сирот в обществе могут быть тщетными.

У медали две стороны

– Постинтернатное сопровождение – это медаль с двумя сторонами, – считает Наталия Аникина. – Согласно новому закону все детдома обязаны будут вести выпускника по жизни за ручку до 23 лет. И это отчасти правильно: есть дети с особыми возможностями здоровья, которых нельзя просто так провожать в большую жизнь. Да и обычного ребенка немыслимо оставлять без присмотра взрослых сразу после 9-го или 11-го класса. Мы все это делали и раньше, но теперь подход изменился: разрабатывается отдельный маршрут адаптации для каждого ребенка, алгоритм действий. Это подразумевает какой-то тотальный контроль, решение всех проблем выпускника. С одной стороны, это вселяет в ребенка уверенность, что у него есть надежный тыл. С другой – насколько хорошо, что мы контролируем каждый его шаг? Это тоже может породить иждивенческие настроения. Поэтому мы своим детям внушаем: сначала сам попробуй разобраться в ситуации, а потом уже вызывай «спецназ» из детдома. Иначе как им повзрослеть?

Но будет ли обращаться за помощью к воспитателям тот выпускник, который попал в детдом в 15 лет и все годы до выпуска мечтал о вольной безнадзорной жизни? Вопрос…

– Реорганизация детдомов по всей стране, которая подразумевает вместо больших одновозрастных и однополых групп маленькие «семьи» с детьми, разными по возрасту и полу, – это, я считаю, очень эффективно для адаптации во взрослой жизни, – продолжает Наталия Владимировна. – В семье, пусть даже имитированной, ребенок легче приучается к труду, к мысли, что каждый должен приносить пользу. В таких мини-коллективах быстрее проходит адаптация вновь прибывших детей. А вот если приходит 14-летний подросток с негативным социальным опытом… Он изо всех сил будет сопротивляться устоям и традициям «семьи».

Наталия Аникина говорит: каждый детский дом по мере своих сил делает все возможное, чтобы научить воспитанников трудиться, а не сидеть на шее у государства. Откуда тогда берутся те, кто, как жители дома в Солнечном, не хотят работать, а хотят только развлечений и дармовых денег от государства?

– Честно? Я не знаю, – тяжело вздыхает Наталия Владимировна. – Детдома дают воспитанникам все необходимые знания для жизни, но человеческая психика такова, что можно знать, но не принимать, принимать, но не делать.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного