Цены набирают высоту Россиян ожидает рост цен на авиабилеты

Цены набирают высоту Россиян ожидает рост цен на авиабилеты

Федеральные авиакомпании подняли цены на популярные зарубежные рейсы. В этом году основной причиной роста перевозчики и эксперты называют не сезонные колебания, как обычно, а дорогой керосин, неподъемный лизинг в валюте и общую убыточность полетов. Проблема в том, что за счет пассажиров авиаторам не выбраться из кризиса – на определенном уровне цен люди просто перестанут летать. Наш корреспондент попытался разобраться, кто и как в итоге «вытянет» гражданскую авиацию из ямы.

Все дело в керосине

На самом деле с ценами пока нет полной ясности. Федеральные СМИ пишут о повышении стоимости билетов на рейсах в Болгарию, Израиль и Грецию, называя это подготовкой к летнему скачку. В то же время местная «КрасАвиа», к примеру, совсем недавно снизила стоимость перевозок почти на треть. Да и в целом по отрасли наблюдается снижение – так, по данным агентства «АвиаПорт», в первом квартале этого года тарифы на внутренних линиях уменьшились.

Такой вот точечный рост-спад – где-то убыло, где-то прибыло. Но практически хором эксперты предрекают – летом будет рост по всем направлениям. Представитель института экономики транспорта и транспортной политики Федор Борисов говорит, что сегодня закладывается основа для будущего увеличения стоимости билетов – компании уже потихонечку начинают прибавлять. Грубо говоря, бизнес прощупывает максимально допустимый потолок цен, ищет грань, после которой число платежеспособных резко упадет. Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев также считает, что спрос в любом случае в ближайшие месяцы повысится, а следом и цены – люди устремятся в отпускные путешествия, и компании среагируют в соответствии с «законом экономики».

Так было всегда – компании после «низкого сезона», когда они возили пассажиров чуть ли не в убыток, поднимали стоимость летом. Все были согласны с подобными правилами игры. Сегодня ситуация несколько иная – бизнес объясняет все ценовые движения вовсе не сезонностью, а дорогим топливом, стоимость которого выше, чем в Европе. По данным «АвиаПорта», ежегодно совокупные потери российских авиакомпаний составляют около 30 млрд рублей.

Известно, что авиаперевозчики обращались в федеральный Минтранс с просьбой ввести антимонопольное регулирование на топливном рынке, просили подключить даже ФАС. Пока никто и никак дополнительно не помогает перевозчикам. В антимонопольном ведомстве разъяснили – на рынке авиационного керосина все спокойно, а стоимость тонны сравнима с европейской. Так что в скачках цен на билеты вовсе не топливо виновато.

инфографика стоимость билетов

Антимонопольщики говорят, что авиаторы лукавят, так как топливо уже несколько лет подряд не является главной составляющей в стоимости перевозки – сегодня керосин составляет не более 25–35 % в цене билета в зависимости от региона и компании. Дело в том, что после глубокой модернизации парка воздушных судов четыре года назад основным формирующим цену фактором стал лизинговый платеж. При этом его доля в последнее время стабильно растет из-за колебаний курса валют. Так что, как ни регулируй топливный сегмент, ситуации это не исправит.

Впрочем, это позиция чиновников. Пантелеев, к примеру, считает, что расчеты антимонопольщиков неверны:

– Если ФАС сравнивает цены на керосин с ценами августа, то не удивительно, что, по мнению чиновников, топливо не дорожает. Но с февраля-марта, как правило, начинается рост.

Впрочем, единогласия нет и в среде авиаторов. В местной «КрасАвиа» нам сообщили, что увеличения стоимости топлива пока не замечают.

В любом случае для простого потребителя не важно, что влияет на тариф. Главное в том, что рост в будущем неизбежен.

И туроператоры, к примеру, уже сегодня готовятся к повышению цены зарубежных поездок. Представитель туристической компании Александра Плотникова считает, что стоимость путевок вырастет как раз из-за авиационной составляющей:

– Дорога занимает очень большую долю при формировании цены путевки. Так что ценовая политика в туристической сфере во многом зависит от поведения перевозчиков.

В любом случае поездка за рубеж в рублевом эквиваленте сегодня обойдется дороже из-за курса валюты. С другой стороны, если у вас были накопления в долларах или евро, можно и сэкономить, так как цены на само проживание в принимающих странах снизились или остались на прежнем уровне.

Стоимость тонны авиационного керосина в аэропортах России (данные Росавиации от 15.02.2016 и 25.02.2015)

  • Красноярск 32,8 – 29,1 тыс. руб.
  • Абакан 42,4 – 28,6 тыс. руб.
  • Москва Домодедово 38,5 – 34,9 тыс. руб.
  • Москва Шереметьево 38,3 – 34,1 тыс. руб.
  • Владивосток 35,2 – 31,8 тыс. руб.
  • Иркутск 34,4 – 29,8 тыс. руб.
  • Казань 34 – 32,6 тыс. руб.
  • Новосибирск 31,3 – 30,2 тыс. руб.

Стоимость билетов

По данным сервиса "Туту.ру", средние цены снизились на 6% (с 5 669 рублей за один билет в одну сторону в марте прошлого года до 5 318 рублей в марте 2016 года). По некоторым популярным направлениям снижение – даже на 40 %.

Потери неизбежны?

Как ни странно, в более выгодном положении сегодня оказались небольшие региональные компании, которые зачастую летают на российских самолетах «предпенсионного возраста». Они не летают за рубеж, не имеют большого объема лизинговых платежей, им не нужны иностранные запчасти, а соответственно, они менее зависимы от санкций и курса валют. К тому же большая часть из них выполняет госзаказ, а следовательно, получает бюджетные субсидии.

К тому же во многих регионах без региональной авиации никак. К примеру, Красноярский край с легкостью может прожить без многочисленных московских авиавояжей, а вот для Севера авиасообщение жизненно важно.

По словам Пантелеева, самый большой урон ощутят перевозчики, которые ориентировались на международные турпотоки, – именно этот сегмент просел сильнее остальных:

– Авиакомпании парировать рост издержек за счет повышения тарифов не смогли, следствием этого стал рост убытков, понесенных отраслью. Масштабное увеличение расходов уже произошло. Банкротства авиакомпаний фактически неизбежны.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег