Умом понимаешь: растет ВВП, бюджет, занятость, и (бог с ней, с макроэкономикой) твой собственный кошелек вроде не пуст. Уже вот и машину себе поновее взял, и в Турцию съездил. А для счастья все равно чего-то не хватает. Вот закатали бы все разбитые дороги махом! Зарплату платили бы в долларах, а лучше в евро! И в отпуск бы – сразу на Лазурный берег…
Человеку всегда хочется большего – только это и заставляет его развиваться. Он всегда не удовлетворен. А есть еще более удивительное свойство, суть которого легко уложилась в афористичную фразу классической советской комедии: «Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить; каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать!» Человеку всегда, ну или почти всегда кажется: раньше было лучше! И потом будет хорошо! Вот только сейчас, в этот момент и именно вокруг тебя мир несовершенен. И вот уже на СССР начинаешь оглядываться и вспоминать, какие свершения творились, какими были возможности…
Редко кто в состоянии оценить сегодняшний день по заслугам. Это непросто. Для этого придется отбросить эмоции и представить его как точку на бесконечной прямой истории. Как один из ее многочисленных витков. Поместить сегодняшний день в контекст вчерашнего и завтрашнего. Только так станет ясно, на верном ли ты пути. Является ли сегодняшний день достойным результатом прежней работы и дает ли он надежду на будущее. Давайте именно таким взглядом посмотрим на Красноярский край в день его рождения.
Цивилизация пришла на берега Енисея неполных 400 лет назад – сравнительно недавно. Сибирь догоняла остальной мир гигантскими прыжками, и уже к началу XX века образ жизни красноярца мало чем отличался от того, как живут в европейской части страны. Но настоящий рывок пришелся на середину XX века – когда началась массированная индустриализация страны. Логика управления гигантскими территориями и ресурсами приводила к разным решениям. Где-то земли дробили, где-то объединяли. По разному принципу: по географическому, по национальному, по остаточному… Так в 1934 году на карте страны и возник Красноярский край. Он протянулся вдоль самой полноводной артерии Евразии более чем на 3 тыс. км, от истоков Енисея до Карского моря. Северный завоз, освоение лесных, рудных, гидроресурсов региона встало на осмысленный и управляемый путь.
«Норильский никель», каскад ГЭС, металлургические гиганты, уникальные транспортные артерии, включение малых народов во всемирную многонациональную семью, культурная революция в Сибири, если хотите, рождение новой идентичности края – все это детища XX века. Что дало региону мудрое геополитическое решение 1934 года, в результате которого край возник именно в этих границах, трудно переоценить. Это действительно было время гигантских свершений. Но у всякой медали есть оборотная сторона.
Во времена, когда будущее страны рисовалось крупными мазками, человек отходил на второй план. Во главе угла стояла мощь империи. Которая когда-то в будущем должна была обеспечить и благополучие своих подданных. Но момент этот все отодвигался. А цена его наступления все росла. «Железный занавес» и ограниченные гражданские свободы – вещи для человека, может, и не последние, но не самые осязаемые. В ходу была куда более реальная «валюта», чем права и открытые границы, – судьбы и жизни людей. Почему бы, обращаясь к советскому периоду, не упомянуть железную дорогу Салехард – Игарка? Такая же великая стройка, как и БАМ. Кроме разве того, что дорога так и умерла недостроенной. А вместе с ней погибли десятки тысяч человек. Еще одна стройка века – канал Енисей – Обь. Он потребовал не меньшего напряжения сил, но, увы, давно превратился в непроходимые топи.
С тех пор мы пережили немало. Это «немало» можно измерять и годами, 79 лет краю – это даже в исторических масштабах не мгновение. Но не столько цифры в календаре обновились, сколько изменились мы сами. На заключительном витке истории СССР мы уже не хотели жить ради империи и платить своими судьбами и жизнями за каждый ее промышленный прожект. Захотели жить ради себя и своих детей. Захотели настолько, что едва не разорвали страну на части. Досталось и краю – его территория распалась на пять отдельных субъектов Федерации. Каждый получил что хотел. Но уже назавтра все забуксовало. Прежние связи рухнули, как строить новые – понимали немногие. Кто только не пытался ловить рыбу в этой мутной воде! Какое-то время краем фактически наравне с властью безнаказанно управлял криминал. Немногие уцелевшие осколки единого промышленного кулака оказались разорваны на части десятками интересантов, среди которых не было тех, кто когда-то все это богатство создавал. Разделяй и властвуй – этот принцип сработал в полный рост, и снова не в пользу человека. Только в XXI веке практически весь бывший СССР начал прозревать. Возвращаться к исконной истине: сила – в единстве. Это, возможно, пафосно звучит, но спорить с этим уже никто не берется. Мы внутренне с этим согласились, и это дало нам возможность посмотреть вперед.
Мы начали воссоединение края. Мы наметили новые смелые планы. Кто-то продолжает твердить, что планы должны быть смелее! Вот в советские, мол, времена горы ворочали! Но времена, слава богу, изменились. Сегодня никто, кто бы ни находился у власти, не станет, просто не посмеет поставить имперские интересы выше интересов человека. Такой выбор может сделать только сам человек. И поэтому, а не почему-то еще сегодня каждый проект просчитывается, выверяется на сто рядов, и решения принимаются небыстро, но наверняка. Не то что жизнь – лишняя копейка человека не должна быть вложена в дело напрасно. Но даже такая взвешенная тактика дает результаты, к которым вполне можно добавлять забытую, казалось бы, со времен СССР приставку «макро-». Освоение Ванкорского месторождения, строительство нефтепровода, комплекс Нижнего Приангарья, Ангаро-Енисейский кластер, Сибирский федеральный университет – проекты вполне имперского масштаба, но при этом – стерильные с точки зрения неоправданных жертв. Это развитие нового типа, развитие нового века. Именно этот аргумент власть, оценивая свою работу, использует чаще всего. И аргумент, в общем-то, справедливый.
Но мы решили взглянуть на наши дни пристальнее. В конечном счете все эти макроэкономические успехи – ничто, если в итоге не меняется главное: качество жизни человека. Среда, в которой он живет. То, чем он занят, как он зарабатывает на жизнь и на что ему этого заработка хватает. В нынешнем номере «НКК» мы обратили внимание на малые и средние предприятия – те, которые принадлежат не финансово-промышленным группам, а вполне осязаемым людям, живущим среди нас. В небольших городах, районах. Предприятиям, которые дают работу нашим землякам, нам с вами, и создают то, что в конечном счете и называется средой обитания. Ведь чисто бытовое благополучие определяет, что именно будет для нас принципиальным: глубина колеи на дороге или то, куда эта дорога ведет.
Край, в котором живут люди, – так, пожалуй, и определим тематику праздничного номера. Поскольку именно люди – его прошлое, настоящее и будущее.