Наше общество очень хорошо знает, какой должна быть девочка – будущая мать и хорошая жена. Стереотипы об уюте в доме, вкусном борще, о понимании, всепрощении, любви и нежности – важная часть нашей культуры, формирующей представление о правильной семье, без которой мы себя как нация не представляем. Но современный мир все дальше и дальше от традиционной культуры, а несчастных женщин – все больше и больше. По мнению психологов, это происходит, когда истинные желания девочек не совпадают с тем, что от них ожидает общество.
«Никогда в твоей жизни этого не будет»
Юле 15 лет, и она бредит футболом. Знает всех футбольных звезд и мировые спортивные клубы. Готова жить во дворе, где с утра до вечера ее одноклассники гоняют в мяч. Им повезло больше – они родились мальчишками.
– Я с детства люблю футбол, чувствую, что это – мое, – делится она. – Но родители сказали, что это занятие совсем не для девочек. Чтобы я и не мечтала, все равно у меня этого не будет.
Младший брат Юли уже три года ходит в спортивную школу, в прошлом году начал играть за краевую сборную. Пока никто из семьи не видит, он потихоньку учит Юлю всяким футбольным финтам.
К психологу Алене Рябовол такие девочки попадают достаточно часто.
– Если все время угождаешь кому-то, под кого-то подстраиваешься, очень сложно понять, чего ты сам от жизни хочешь, – комментирует специалист. – Есть такие семьи, в которых ребенок все время подстраивается под родителей. Дети начинают отказываться от своих желаний, увлечений и чувств. Они вообще не могут понять, чего хотят. Или не хотят вообще ничего.
По словам психолога, у этой ситуации могут быть очень отдаленные последствия: в лучшем случае женщина годам к 30, намаявшись в разных отношениях, так и не сможет себя найти. При худшем варианте развития событий это может вылиться в депрессию, иногда клиническую, которая, кстати, может проявиться уже к 18 годам, а иногда и раньше. И ведь нельзя сказать, что родители – монстры, которые портят девочке жизнь. Совсем нет, они всегда хотят лучшего, стараются во благо.
«Я его три месяца вытаскивала»
Люсе 14, и хоть это не совсем по возрасту, у нее уже есть парень и почти взрослые отношения. В этих отношениях Люся запуталась, они ее уже тяготят.
– Я три месяца его вытаскивала из депрессии, – рассказывает девочка. – У него всякие мысли были, в том числе и о суициде.
По мнению психолога, это тоже очень женский стереотип: всегда поддерживать мужчину, одобрять его поступки, оправдывать, подставлять плечо.
– Но проблема в том, что такие девочки очень редко могут помочь себе, – поясняет Алена Рябовол. – Себя поддержать не могут, как правило, но никогда не отказывают в помощи, даже если у самих нет на это ресурсов. Они готовы все делать для других, но не для себя. Они привыкли быть послушными, удобными, полезными в семье, для друзей.
Быть удобным – это значит из всего диапазона чувств, которые испытывает человек, убрать негативные. «Удобная» девочка не может злиться, сердиться, кричать. Агрессия во всех ее проявлениях вытесняется либо принимает неявные формы – обид, истерик, капризов. Девочке сложнее будет не только защитить себя, но и делать выбор в любой области, заявлять о себе и своих потребностях.
– Они учатся никогда не показывать часть себя, – делится психолог. – Ведь можно демонстрировать только социально одобряемые чувства, мысли, эмоции. Именно так человек отказывается от себя. И с такой проблемой «удобства» я сталкиваюсь постоянно. Все хотят иметь послушного, удобного ребенка – начиная с садика, не думая о том, к каким последствиям это приведет.
Родители на самом деле очень часто требуют от детей больше, чем может позволить детская психика. Требуют четкого соблюдения инструкций в пять лет или самоконтроля в восемь. Это еще слишком рано, а мы не всегда настолько образованны, чтобы понять это.
– Иногда, если девочка начинает проявлять женские привычки – любит готовить или следить за младшими, ее начинают нагружать этими функциями в большом количестве, не по возрасту, – рассказывает Алена.
– Бывает, что девочка выполняет роль матери. Несет ответственность за младших, воспитывает их, ходит с ними в поликлинику, готовит через день или каждый день ужин. Чаще всего такие девочки попадают к психологу уже взрослыми. Они говорят: вот я живу, все нормально, как должно быть, – семья, работа. Вот только жить не хочется.
Это не значит, что у ребенка не должно быть домашних обязанностей. Но девочки, которых нагружают ими не по возрасту, пропускают свое собственное детство: когда человеку самоопределяться, когда понять, чего она сама хочет, если она уже воспитывает детей?
«Это я виновата»
Ларисе 32, недавно она рассталась с мужчиной, который, откровенно говоря, сидел у нее на шее пять лет. Заработка постоянного не получал, детей не хотел. Разрыв дался Ларисе очень тяжело.
– Это я виновата, что он не развивался, не достиг высот в карьере, – считает она. – Я должна была его вдохновить и настроить. А я не смогла.
Гендерные культурные стереотипы сами по себе не хороши и не плохи, но только до тех пор, пока ими не начинают манипулировать. Пока во всем мире борются за равные права и зарплаты мужчин и женщин, в России процветают тренинги, на которых учат собирать женскую энергию с помощью длинных юбок и интимных упражнений. На этих тренингах внушается мысль, что, если ты правильная женщина, по умолчанию рядом с тобой окажется правильный мужчина, который будет холить, лелеять и хорошо зарабатывать. Ну а если мужчина по какой-то причине подкачал? Значит, ты сама виновата!
– В этой ситуации мужчина становится критерием успешности женщины, – возмущается психолог. – А к женщине сейчас современное общество предъявляет очень много требований: она должна быть успешной мамой, должна быть счастлива в отношениях, дома все должно быть идеально, карьера должна идти в гору, но при этом нельзя забывать о саморазвитии. И выглядеть еще при этом хорошо.
Мы собрали и старые стереотипы, и новых добавили. А этому идеалу в принципе очень сложно соответствовать. Да и не нужно вовсе.
В зоне риска
У девочки, которая под всех подстраивается, всем угождает, проблемы возникают всегда – рано или поздно. Если она на все соглашается дома, не имеет права сказать «нет», не имеет права на свое мнение, то велик риск, что и не сможет отказать кому-то в более серьезных и опасных обстоятельствах. Это могут быть, например, ранние сексуальные отношения, которых подросток не хочет. Или разного рода насилие – физическое или эмоциональное, «токсичные» отношения, из которых многим женщинам сложно выходить. Если, к счастью, этого удалось миновать, такие женщины чаще всего попадают на психотерапию уже взрослыми.
– Это ведет к различным нарушениям в эмоционально-потребностной сфере, вплоть до депрессивных расстройств. Хотя могут быть и другие варианты: неадекватное реагирование на какие-то внешние события, в народе это называется истериками, «застревание» в каких-либо переживаниях длительное время, повышенная тревога, апатия, – перечисляет психолог. – Иногда такие девушки жалуются, что они ничего не чувствуют, как будто жизнь проходит за стеклом, они в ней не участвуют.
Единственный и, пожалуй, самый простой совет, который может дать психолог, чтобы этого избежать: слушать и слышать – себя и своего ребенка.