У нас свои герои…

или Что помогает сохранить чистое сознание

У нас свои герои… или Что помогает сохранить чистое сознание

– Вот это первый выпуск средней школы – 1941 год, фотографию просто оставили на вахте – сказали: Зырянову, для музея, – в руках историка Валерия ЗЫРЯНОВА – потертая фотокарточка, с которой улыбаются девушки и юноши. Они еще не знают, что ждет их буквально через считаные дни. – А потом школа стала опять 8-летней: учить-то некого было. Поэтому первый послевоенный выпуск, фотографию которого мне удалось найти, – 1952 год. Вот, видите, еще учителя в гимнастерках сидят.

Историк, сын историка

Валерия Елизаровича в Березовке знает каждый: 15 лет он руководил здесь коррекционной школой. Директорствовал, с нуля построил само здание, обучил команду… Музеем начал заниматься в сентябре 2014 года.

– И моя нынешняя работа, считаю, даже важнее, – энергично говорит он, теперь директор школьного музея. Сейчас это две комнаты на третьем этаже Березовской школы № 1, старейшей в поселке – ее история началась в 1888 году. Кажется, что Валерию Зырянову тесновато в этих стенах – и действительно, в планах «захват» коридора третьего этажа. Там он планирует разместить стенды с фотографиями всех выпусков школы – и первой фотографией будет та самая – 1941 года. После того как в местной газете написали об открытии музея, директору несут разные экспонаты. Вот под стеклом задачник для церковно-приходских школ второй половины XIX века. На открытой странице – условия: «Суконщик купил партию сукна по 3 р. 62 к. за аршин, 348 аршин он уступил своему товарищу по 3 р. 65 к., а остальное продал по 5 р. 35 к. Сколько суконщику стоила вся партия, если он получил барыша 14 410 р. 1 к.?»

Школьный музей Березовка– По такому задачнику вполне могли учиться наши дети. Рядом – фотокопия свидетельства об окончании Березовской церковно-приходской школы, 1904 год, – показывает Валерий Елизарович. – И вот на соседнем стенде – аттестат образца 60-х и комсомольская путевка на поступление в Красноярский педагогический институт. Это моя приятельница принесла. Дети должны знать, какие документы выдавали в школе, – это тоже часть истории.

Идея создать музей Березовской школы № 1 – давнишняя и очень личная: этой школой 20 лет руководил отец Валерия Зырянова – Елизар Кузьмич, его память хотелось увековечить сыну. Учитель, историк, именно его пример вдохновил Валеру Зырянова подать документы на истфак, именно ему посвящен центральный стенд, на котором фотографии из семейного архива.

– Фотографии отца – наш первый экспонат, вот он в юности, вот – армейские, а он 11 лет отслужил в органах государственной безопасности, – деревянная указка привычно скользит по стенду. – Провоевал две-три недели: бомбардировка, контузия, полгода госпиталей – и комиссовали. Вернулся в родную Кежму.

Елизар Кузьмич на самом деле личность выдающаяся, не зря его именем названа школа. Учительствовать он начал случайно: в 1938 году первый выпуск Кежемской средней школы – все 16 человек – без лишних разговоров за два месяца обучили основам педагогики. И отправили работать – школ не хватало, неграмотность была повальной.

– Отца в самую дыру отправили – за 300 км от Кежмы, в Карамышево, день на лодке добирался, потом на лошадях – на одной – учебники, тетрадки и глобус, на другой сам, – Валерий Елизарович рад, что успел записать воспоминания отца. – И по тропам таежным еще два дня до места шли – но зато вся деревня встречала. Первый учитель в местах, где на всю деревню двое грамотных – счетовод и продавец. И понравилось ему ведь: заведовал начальной школой и учил. До обеда 1–2-й класс, после обеда 3–4-й класс, а вечером – мамы, папы, бабушки.

По этим улицам ходил

Историю о Елизаре Кузьмиче теперь знают все школьники начальных классов – она стала основой для одной из первых школьных экскурсий. Валерий Елизарович специально ориентируется на младшие классы – считает, что изменить отношение к истории родной страны можно только через тех, у кого еще чистое сознание.

– Я ведь директором в общей сложности 26 лет был, на всех собраниях краевых присутствовал. О чем там речь идет? – спрашивает Валерий Елизарович. И сам себе отвечает: – Процент успеваемости, химия, физика, математика, ЕГЭ… Но ни полслова о том, что школа должна воспитывать не биологов и математиков. Школа должна воспитать в первую очередь гражданина. Вот в 90-х, когда из страны уехали прекрасные ученые, знаете, о чем я думал? Что физике и математике мы научили их хорошо, но даже основ патриотизма не заложили!

И проблема сейчас не в том, что учителя этого не понимают, сокрушается историк. Критерии оценки школы – совсем другие, нет в них задачи развития патриотизма. А решать ее могут именно такие маленькие локальные музеи: школьные, боевой, трудовой славы. Подобное изложение истории, по мнению педагога, поможет сделать ее по-настоящему близкой – связать историю страны и родного поселка. Даст понять, что карьерных высот можно достичь и здесь – не обязательно уезжать с родной земли.

– Вот на этом стенде у меня должны быть медики, уроженцы нашего района. Вот здесь – военные, творческая интеллигенция (пока на стенде пустые «окошечки» – информация еще собирается).

Школьный музей БерезовкаСейчас есть исчерпывающие данные об учителях, которые работали в школе вместе с его отцом. Среди них – много легендарных имен, например, единственный в крае учитель – Герой Социалистического Труда Каллиста Александровна Миксон. Собраны данные и о военных, изобретателях, героях войны и труда. Вот Вася Олейников, Герой Советского Союза, летчик-штурмовик.

– По этим улицам ходил и в этой школе учился – вот он, патриотизм, – поясняет учитель. – Ребенку очень сложно прочувствовать всю глубину подвига, когда мы говорим о героях, которые жили где-то там далеко, а здесь – вот он, наш вознесенский пацан.

Ребятам нравится, мальчишки толпятся в музее все перемены, благо дверь всегда открыта. «Шумно, конечно, но я не против», – улыбается учитель. Особенно их привлекает стенд с пробитой солдатской каской, стреляной гильзой и куском шинели, которые привезли музею в подарок ребята 5-й березовской школы, где есть музей боевой славы. Два года подряд они ездят на раскопки в Старую Руссу – поднимают останки солдат, стараются сохранить память, которой все меньше и меньше.

А тем временем Валерий Елизарович мечтает, чтобы музей стал для ребят любимым местом в школе, чтобы, как он говорит, «мальчишки из него не вылазили». Планируется, что многие исследовательские проекты будут совместными: сейчас ученицы второго класса уже провели небольшое исследование «Улица Центральная» – девчонки прошли по главной улице поселка и выяснили, какие исторические здания и особые места на ней находятся. Впереди еще две работы, посвященные 115-летию и 120-летию школы, их тоже будут делать школьники.

Стенды, стеллажи, фотопечать – на все это сама школа не тратит ни копейки: деньги на дорогостоящее оборудование дают сами березовцы.

– Я хочу спонсорам отдельный стенд посвятить, думаю, что их детям и внукам, которые здесь учатся, будет приятно, – в руках Валерий Елизарович крутит листочек. – Я часто собираю здесь молодых учителей – рассказываю о том, в какой школе они начинают свою карьеру. И вот для очередной встречи подготовил им слова нашего президента из последнего обращения к Федеральному собранию. Владимир Путин говорит: «Одна из главных задач – воспитание детей с прочной духовной и нравственной основой». Очень надеюсь, что вместе нам удастся добиться этой цели.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного