У сибиряков – «Театральный синдром»

Высокое искусство приходит к зрителю

У сибиряков – «Театральный синдром» Высокое искусство приходит к зрителю

Комичный, иногда пускающий петуха романтический тюфяк, всю жизнь проработавший на знаменитого свояка, осевшего в столице. Таким предстал перед красноярскими театралами дядя Ваня из одноименной пьесы Антона Чехова в постановке Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Новая трактовка классики – именно так говорят актеры о постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса. Критики поправляют: современное искусство, основанное на традиции.

Нью-Йорк – Бостон – Торонто – Красноярск

«Театральный синдром» – культурный проект Фонда Михаила Прохорова, который стал уже ожидаемым и любимым красноярцами, удивил местных театралов обилием мероприятий. На целую неделю в обновленном театре имени Пушкина и Театре юного зрителя поселились спектакли московского театра имени Евгения Вахтангова. Со своими постановками приехали студенты театрального института имени Щукина, прошло творческое прослушивание абитуриентов в этот вуз, и даже была лекция о театральном менеджменте для руководителей местных театров.

– Люди, которые работают в театре, должны хорошо понимать, что это институция, которой необходимо управлять, – пояснила соучредитель Фонда Ирина Прохорова.

Культурного десанта в Красноярске ждали. Билеты на спектакли театра Вахтангова раскупили еще за два месяца до начала гастролей. Приехавший в Красноярск директор театра Кирилл Крок удивлялся, когда ему сообщили цены: самые дешевые билеты на прославленный коллектив можно было приобрести за 100–150 рублей.

– Высокое искусство действительно становится ближе простому зрителю, который не может купить билет до Москвы, чтобы увидеть постановки театра Вахтангова, – констатировала и. о. министра культуры Красноярского края Татьяна Веселина. – Любой желающий может прикоснуться к вершинам в Год литературы. Каждый спектакль, привезенный в рамках «Театрального синдрома», – событие.

Театр Вахтангова уже второй раз в Красноярске. В прошлом году в рамках такого же фестиваля коллектив привез единственный спектакль «Евгений Онегин». Как говорит Ирина Прохорова, тогда красноярцы так активно требовали продолжения, что нынче вахтанговцы приехали снова. И с уже более широкой программой.

– Первый визит в Красноярск состоялся благодаря тому, что Ирина Прохорова пришла на спектакль и была очарована «Евгением Онегиным», – рассказывает Кирилл Крок. – А потом сказала мне: «Как здорово было бы показать его в Красноярске». Это требовало огромных затрат – 80 актеров, большие декорации, райдер по свету, – чтобы зрители Красноярска увидели спектакль точно таким же, каким он идет в Москве. Без потерь в качестве.

В этом году десант столичных актеров в наш край не менее масштабный – почти 140 человек. В наш город доставлено несколько фур с декорациями. Кирилл Крок отмечает: многие актеры приехали в Сибирь сразу же по окончании гастролей в Америке и вышли на сцену Красноярского театра имени Пушкина, не успев как следует отдохнуть.

– Пункты пребывания театра Вахтангова на гастролях звучат так: Нью-Йорк – Бостон – Торонто – Красноярск, – улыбается директор театра. – Как красиво это звучит!

Может, водочки?

Театр Вахтангова пресс-конференция«Медея» Жана Ануя, «Дядя Ваня» Антона Чехова, «Ревнивая к самой себе» Тирсо де Молина, «Анна Каренина» Льва Толстого. Репертуар, привезенный в Красноярск, можно было бы назвать классическим, если бы не новый взгляд режиссеров-постановщиков на старые, уже знакомые пьесы. Наверное, благодаря этому слова героев давно ушедших дней звучат неожиданно современно и актуально.

В «Дяде Ване» не встретишь привычных чайных приборов, самовара на накрытом скатертью столе и героев в чопорных нарядах. Действие происходит в комнате, заполненной старой мебелью. Потрепанный диван, кресло и… верстак с нестругаными досками, а также лежащий на заднем плане питерский лев – вот и все декорации. Но характеры героев в этом нехитром интерьере раскрываются полнее. Они пьют вино, признаются в любви, страдают – ищут смысл своей жизни.

– Люди, которые первый раз смотрят этот спектакль, говорят: новая трактовка, – замечает Сергей Маковецкий, сыгравший дядю Ваню. – В отсутствие чашечек, салфеточек, самовара и чая – наверное, и такой театр возможен. Маленький эпизод: роль няньки у нас раньше играла Галина Львовна Коновалова. Ей только по паспорту было 97 лет, сколько на самом деле – никто не знал. Но она была удивительно молодой и остроумной. Что было бы, если бы старушку играла достаточно взрослая актриса? Ничего, это не очень интересно. А тут открывается занавес и наша Галина Львовна в мольеровском парике, припудриваясь и играя бусами, глядя в зеркало, вдруг говорит: «Может, водочки? Ха-ха-ха!»

Именно такой сценой и открывается спектакль. Но это не единственная режиссерская находка. Все действие здесь сопровождается «говорящей» музыкой. Она не просто создает настроение, она усиливает слова и происходящее на сцене действие.

Музыкальное сопровождение – отдельная статья в постановках театра Вахтангова. Это особая драматургия, создающая эмоциональное наполнение спектакля.

– Для меня Чехов такой, какой он у нас, – признается Сергей Маковецкий. – Другого себе не представляю. «Дядя Ваня» – замечательная, очень современная пьеса, каждый второй сегодня может крикнуть, как мой герой: «Пропала жизнь!»

Удивительно современна и другая постановка театра, привезенная в Красноярск, – «Медея». Трагедия, рассказывающая о безумной, болезненной любви мифических героев – Медеи и Язона, когда-то укравших золотое руно, в спектакле Михаила Цитриняка раскрывается в совершенно другом ключе. Это борьба двух культур, поединок миров – свободы личности и здравого смысла.

– Ни одно произведение нельзя реализовать плоско, – считает режиссер-постановщик «Медеи» Михаил Цитриняк. – «Медея» о принятии и непринятии других людей. Медея с Кавказа, чья культура не очень для нас привычна, раздражающая, пугающая. И европейская культура – здешние жители. Позднее мне стало понятно, что идея глубже. Медея – человек искусства, это само искусство, которую захлестывают эмоции. А Язон – не искусство. Он желает все делать по правилам, не хочет переживать.

Ненормально, когда не приезжают театры

Сегодня уже невозможно представить культурное пространство края без проектов Фонда Михаила Прохорова. Пожалуй, это самый удачный случай частно-государственного партнерства, который длится уже 10 лет. Фонду и правительству края удается найти точки соприкосновения, взаимопомощи, не мешая друг другу и не сталкивая интересы.

– Мы много лет на территории края получаем от Фонда Прохорова глубокие, интересные и содержательные проекты, – сказала и. о. министра культуры Красноярского края Татьяна Веселина. – Это и КрЯКК, и Канский кинофестиваль, и фестиваль мультфильмов, и «Театральный синдром». Фонд ведет огромную работу с нашими культурно-досуговыми учреждениями. Музеи, библиотеки края получают пакет услуг – мастер-классы, семинары, лаборатории, творческие встречи и огромное количество других мини-проектов. А это дает возможность специалистам в сфере культуры получить свежую волну интересных событий. И для жителей края деятельность фонда стоит особым пунктом в череде крупных международных и всероссийских проектов, проводимых в крае. Потому что те работы, которые привозят к нам – с хорошим финансированием, подготовкой, уникальными именами, – дорогого стоят.

В министерстве считают: проекты фонда занимают особую нишу в культуре региона. Ведь наравне с аутентичным искусством, которое активно развивается в территориях Красноярья, у людей есть потребность и в актуальном столичном искусстве. А Фонд Прохорова как раз и ставит перед собой задачу – представить язык современного искусства.

– Мне кажется, это нормальная культурная жизнь, когда в Красноярске и других городах могут увидеть все лучшее, что происходит в Москве и Санкт-Петербурге, – говорит Ирина Прохорова. – Ненормально, если театры не приезжают. Тогда начинается стагнация и культурный провинциализм.

Елена ЛАЛЕТИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного