«Ты родной ребенок или приемный? Я что-то такое невероятное спрашиваю сейчас? Что ты рыдаешь?» Такое обращение пожилой учительницы одной из школ Дальнего Востока к школьнице вызвало резонанс: случаем заинтересовалась и прокуратура, и администрация учебного заведения. Женщина удивлена такой реакции: она заметила дырку на свитере девочки и всего лишь хотела научить ребенка опрятности.
Ситуацию можно расценить как своеобразный индикатор отношения к детям из приемных семей. И оно типичное для многих педагогов по всей стране. Изменить его в нашем регионе решили психологи из краевого Центра развития семейных форм воспитания.
Не до учебы
Специалисты уверены: необходимо работать со сложившимися стереотипами о сиротах, научить учителей другим методикам общения с ними. Психологи начали проводить выездные семинары, чтобы в школах и техникумах стало проще всем – и педагогам, и воспитанникам.
– В течение многих лет на «родительских гостиных», на других встречах с родителями приемных детей красной нитью проходит эта тема – отношения в школе, – поясняет Ольга Абросимова, директор краевого Центра развития семейных форм воспитания. – Такие дети отличаются от других – и особенностями поведения, и имеющимися отклонениями в здоровье, и низкой успеваемостью.
Родители при всем старании не всегда могут им помочь, особенно если ребенок вплоть до подросткового возраста находился в детском доме. В итоге он нередко становится изгоем в своем классе. Сверстники издеваются. Учителям он не нравится, потому что портит показатели успеваемости и не отличается дисциплинированностью. Родители одноклассников тоже против ребенка из детдома, который «не такой» и может негативно повлиять на их детей, «из нормальных семей». Ситуацию нужно менять.
Образование таких детей становится настоящей проблемой и для родителей. Многие из них совершенно не понимают, что делать. Как, к примеру, отдавать ребенка в 4-й класс, если он до сих пор читает по слогам и демонстрирует такой поражающе низкий уровень знаний об окружающем мире, что даже обычный шестилетка кажется на его фоне академиком?
Иван Иклюшин – руководитель альянса инициатив «Россия без сирот», воспитывающий приемного подростка, в своем интервью рассказывал НКК: родителям нужно понимать – чтобы помочь ребенку, им нужно будет приложить колоссальные усилия:
– У детей-сирот, как правило, нет мотивации учиться лучше, они привыкли снижать свою нагрузку. Первое время ребенок находится в состоянии хронического стресса – ему непонятно, как сложится его жизнь в семье, ему вообще не до учебы. Поэтому мы по своему опыту уже можем сказать, что лучше всего в первые полгода не давить на ребенка с учебой. Больших успехов вы все равно не добьетесь….
Чаще всего школа не может предоставить каждому индивидуальную программу обучения. Легче поместить ребенка в спецучреждение. Получается, что учебные заведения в нашей стране не готовы к приему таких детей. Например, есть гиперактивность, но причины ее возникновения совсем не те, что у обычных детей. Учителя не понимают этого. Основная тяжесть обучения ложится на родителей.
«Вы – не такие»
Но если педагоги будут знать хотя бы некоторые особенности психологии таких детей, станет легче всем: им самим, родителям, их приемным детям.
– Очень полезная программа, – считает Светлана Еремцова, руководитель ассоциации замещающих семей Красноярского края. – У такого ребенка по-иному выстроена система ценностей, неосторожное слово педагога – даже, казалось бы, невинное – может больно ранить и вызвать бурную реакцию.
К примеру, ребенок под опекой, но всегда звал воспитывающую его женщину мамой и относится к ней соответствующе. А учительница в классе при всех сказала: «Это не мама твоя, а опекун». Или когда в школе устраивают психологическое тестирование приемных детей. Двух детей из класса вызывают, в то время как остальные смеются над ними: мы-то домашние, а вы – «не такие».
И они на самом деле «не такие». У них есть определенные особенности психики – вследствие тех испытаний и травм, которые пришлось перенести. Их вызывающее поведение – это чаще всего защитная реакция. Долгое время эти дети воспитывались в такой среде, где нельзя быть милым и послушным, это был вопрос выживания. Там приходилось культивировать совсем другие качества, поэтому он стал таким, а не потому, что у него определенные «гены».
Елена Ермошенко, психолог Центра развития семейных форм воспитания, старается объяснить это учителям на выездных семинарах, научить иным способам взаимодействия:
– Наша психика так устроена, что, если все силы тратятся на адаптацию, приспособление к окружающему миру, никакие знания просто не усвоятся. Взрослый может это легко представить: сегодня у него случилось большое несчастье, а завтра ему надо сдавать экзамен. Получится ли что-то выучить? Нет. Для ребенка очень важны три фактора: безопасность, стабильность, предсказуемость. Как только эти три фактора будут обеспечены, тогда и все остальное изменится. Но есть и те учителя, которые считают, что все должны понимать сразу, и у них нет возможности искать иные пути.
После наших занятий изменения происходят, но есть и педагоги «старой закалки», которым это не очень интересно. Потому что придется работать в первую очередь над собой. Меняться, признавать, что ты раньше был не прав, учиться чему-то новому. Далеко не все это хотят делать. Но значительная часть учителей все же слышат меня: понимают, что ребенок ведет себя так не потому, что он «вредный, противный и ему ничего не надо».
Наверняка в каждой школе немало педагогов, профессионализм которых и без занятий позволяет найти подход к ребенку даже с очень сложной судьбой и «плохим» характером. Но мы верим, что и у других будет возможность пересмотреть сложившиеся подходы. Ради тех, кому не очень повезло в жизни с самого начала и кто так нуждается в доброте и безусловном принятии.
Поучаствовать в образовательном проекте Центра может любое среднее и среднее специальное учебное заведение края. Достаточно оставить заявку на проведение выездных семинаров по адресу: opeka24@mail.ru, или позвонить по телефону 8 (391) 230-00-63.