Учиться заставляла жизнь

Учиться заставляла жизнь
Фото Олега Кузьмина

Для жителей района Дмитрий Данилович Абрамов, много лет руководивший Назаровским разрезом, настоящая легенда. Под его началом угольная отрасль территории выбилась в союзные лидеры. Ветераны всего КАТЭКа до сих пор с теплотой вспоминают о нем как о грамотном справедливом руководителе.

Дмитрию Даниловичу 94 года, но он без запинки называет точные цифры показателей отрасли пятидесятилетней давности. При этом частенько сравнивает с текущим положением – следит за сегодняшней ситуацией, своим детищем – Назаровским разрезом.

Работать он начал еще совсем юным в первый год войны – на Кузбассе был такелажником, электрослесарем.

Потом ушел на фронт: охота на бандеровцев, участие в освобождении Венгрии и Чехословакии. Молодой шахтер прошел этот путь во взводе управления, обеспечивал командование связью.

Победу встретил в австрийских Альпах, демобилизовался – и снова в строй, на работу. Уже тогда понимал: его жизнь будет связана только с угольной отраслью. В Назарово оказался в 1956 году, работал на разных должностях, а в 1971-м был назначен директором Назаровского разреза.

До него ведущие умы отрасли предрекали предприятию неизбежную стагнацию – просчитали, что резервов для роста не осталось. Однако теоретиком Абрамов никогда не был, а потому принялся активно выбивать для разреза новую технику. В первый же год в кресле директора он доказывает министерству – нужны четыре новых экскаватора.

Еще через год в Назарово работало уже шесть новых машин. Всего в течение десяти лет была заменена вся устаревшая техника, появилось 36 экскаваторов. Именно назаровские шахтеры впервые опробовали роторный ЭР-1250. По сути, разрез стал опытной лабораторией для освоения передовых технологий. Поэтому именно Назарово явилось стартовой площадкой, откуда начал развиваться Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК).

Результаты не заставили себя ждать – добыча выросла с 8 до 15 млн тонн, что является абсолютным рекордом за всю историю разреза. За высокие достижения, низкую себестоимость продукции и отсутствие травматизма назаровцы с 1978 по 1983 год брали первые места в социалистическом соревновании среди предприятий.

– Нам удалось этого добиться исключительно за счет повышения производительности труда. В начале 70-х годов прошлого века на одного рабочего приходилось 570 тонн добытого угля в месяц, а в 1980 году – 1 140. И все это без добавления численности рабочих. У нас, кстати, выросла и зарплата за тот же период – со 162 до 275 рублей. Учитывайте, что инфляция тогда была не такой бешеной, как сейчас, – рассказывает Абрамов.

Дмитрий Данилович вспоминает: параллельно с развитием производства дал указание строить мощную базу для обучения:

– Работать на современной технике без образования было невозможно. Сама жизнь заставляла нас учиться. С 70-х по 80-е годы число работников разреза со средним образованием выросло в десять раз. 275 человек имели высшее образование, 400 – окончили техникумы. Мы готовили тут, на месте, все учебные специальности.

Также в эти годы бурное развитие получила социальная инфраструктура. В городе появилась своя лечебница – вода с хакасских озер, завозные соли, доктора, прошедшие курсы повышения квалификации в Китае по невиданным в те годы методикам иглоукалывания.

Март 1978 года. А. Н. Косыгин (в шапке-пирожке) на Назаровском разрезе. По правую руку от него П. С. Федирко, первый секретарь Красноярского крайкома КПСС. Сзади, между ними, Д. Д. Абрамов, директор разреза «Назаровский»

А ведь всего этого могло и не быть – в 1978 году на разрез прибыл председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Высокое руководство хотело лично убедиться в целесообразности развития КАТЭКа. Абрамов помнит, как с ватманом в руках прямо на площадке разреза презентовал показатели, сравнивал с общесоюзными достижениями, отвечал на вопросы партийного босса. После доклада и небольшой экскурсии, где партийному лидеру довелось даже постоять в ковше многотонного экскаватора, Косыгин дал добро на развитие КАТЭКа.

Дмитрий Абрамов после 1984 года ушел с руководящей должности из-за инфаркта, но работать в отрасли не перестал. Официально трудовую биографию в профессии он закончил в 2000 году. Де-факто продолжает трудиться до сих пор – он охотно делится опытом с молодым поколением.

В 1979 году Дмитрию Абрамову указом Президиума Верховного Совета РСФСР за заслуги в области угольной промышленности присвоено звание «Заслуженный шахтер России». Награжден орденами Красной Звезды, «Знак Почета», Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, знаком «Шахтерская слава» трех степеней. С 2001 года Дмитрий Данилович является почетным гражданином Назарово.

Угольная столица

Уголь в Назарово нашел геолог Василий Яворский еще в 1894 году, когда пробурил скважину в сто метров и обнаружил два пласта черного топлива. Однако серьезное промышленное освоение началось лишь в 1939 году. В 1951-м был запущен разрез «Назаровский» – его мощность тогда составляла полтора миллиона тонн угля в год. Через два года шахтеры перевыполнили этот норматив в два раза. В 2013 году на разрезе добыта 450-миллионная тонна угля.

Разрез обеспечивает углем Назаровскую ГРЭС – второе градообразующее предприятие города. Станция была построена в 1961 году. Ее проектная мощность составляла 1 400 МВт, однако удалось достигнуть чуть более 1 300 МВт. Впрочем, и с этими показателями ГРЭС является одной из мощнейших тепловых электростанций Сибирского федерального округа. Электричество из Назарово идет в города края, Кузбасс, Хакасию и Тыву.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 мая 2024
Деды победили, и мы победим!
Сегодня все чаще из уст российских политиков разного ранга, высокопоставленных военных, участников СВО можно услышать слова о том, что между
Без рубрики
4 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: путеводной звездой для писателя стало письмо от дочери его героя
Письмо, полученное от дочери героя своего первого рассказа, Астафьев называл «путеводной звездой в работе». Самое первое свое произведение «Гражданский человек»
Без рубрики
4 мая 2024
Четыре мифа о войне
Как и многие события глобального масштаба, Великая Отечественная война не сразу начала обрастать мифами – в данном случае слово «миф»