В советские времена на обложке ученических тетрадей за три копейки печатали текст песни «С чего начинается Родина?». Ее и сейчас изредка исполняют, хотя в целом это произведение В. Баснера и М. Матусовского можно отнести к числу забытых шедевров.
Между тем песня считалась своего рода катехизисом патриотизма – негромкого, но истинного. Родина, напомним, начиналась не с бравурных маршей и воинственных кличей, а «с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», с «заветной скамьи у ворот», «картинки в твоем букваре» и «со старой отцовской буденовки, что где-то в шкафу мы нашли». А собственно Родина – название державы в тексте даже не упоминалось – была тем, «что в любых испытаниях у нас никому не отнять».
По большому счету, чувство патриотизма и сейчас переживается так же, как в этой песне. Вот что пишет один из наших читателей: «Мой отец был участником ВОВ и потом долгие годы служил в ракетных войсках. Жили мы по гарнизонам, военным городкам. Видели службу, видели, как мама ждала отца. Вместе семьями отдыхали, веселые, добрые. Лес, речка, поляны цветов… охота… хлеб с маслом от «зайчика». Военная форма, скорые сборы, долгие командировки… Вот он – патриотизм! С раннего детства. Просто жизнь отдельно взятой семьи».
Но бесспорно, что закладывается это чувство в самом раннем возрасте. Известный педагог Василий Сухомлинский писал: «Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия». То есть патриотизм прежде всего – дело воспитания и воспитателей.
Считается, что любовь к своей стране – незыблемая ценность, которую должны воспитывать с самых ранних лет в семье, в школе, в обществе в целом. Тогда возникает вопрос: с какого возраста и каким образом мы можем воспитывать наших детей в духе патриотизма?
– Начнем с того, что возникает чувство Родины в нашей семье с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, – говорит социальный педагог Ирина Морозова. – Именно здесь формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. В семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность. Получается, воспитываем гражданина с самого рождения. Многие впечатления еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Чуть старше, в 5–7 лет, можно приобщать ребят к важным датам и праздникам: День космонавтики, День народного единства, День мужества, День Победы и т. д., тем самым развивая чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Здесь надо отметить особую роль тех, кто сделал воспитание патриотов делом своей жизни. Это не только профессиональные педагоги, но и ветераны, люди, решившие приобщить подрастающее поколение к тому, что когда-то постигли сами, – прежде всего к умению «болеть за наших», причем в самом широком смысле слова. В Красноярском крае действуют десятки исторических, военно-патриотических организаций, ежедневно делающих эту чрезвычайно важную работу – воспитание патриотов, от качества которой напрямую зависит будущее нашей страны.