Монтаж пятого пролета в наивысшей точке Козинского виадука – одного из самых уникальных сооружений Красноярской железнодорожной магистрали – завершен. Объект имеет стратегическое значение для пропускной способности транспортного коридора Кузбасс – Дальний Восток. Ежегодно грузопоток растет, так как рынок стран Тихоокеанского региона становится все более перспективным для отечественных производителей.
Модернизация Козинского виадука, который был построен более полувека назад, проводится в рамках комплексного развития участка Междуреченск – Тайшет. Замена пролетов – это второй этап реконструкции. Ранее мостостроители укрепили опоры при помощи «инъекций» из бетона.
Нынешняя операция уникальна с точки зрения инженерии. Сооружение расположено в горном ущелье в горах Западного Саяна на участке Джебь – Щетинкино. Помимо непростого ландшафта, сложностей добавляет и сама конструкция – длина одного пролетного строения (всего их девять) 34 метра, а вес – 107 тонн. При этом бригада из чуть более 30 монтажников при замене пролета должна уложиться в несколько часов, в так называемое технологическое окно, – движение поездов на этом участке не останавливается. Учитывайте, что необходимо убрать еще и старую железобетонную конструкцию, которая весит почти в два раза больше. После этого укладывается временный путь, по нему заходит тяжелая техника, чтобы заменить следующий элемент. Полностью виадук модернизируют в следующем году.
В пресс-службе Красноярской железной дороги рассказали, что сооружение будет оснащено по последнему слову техники – для наблюдения за состоянием конструкций в мост вмонтируют систему внутреннего температурного мониторинга, который будет контролировать состояние металла. Для климата Западного Саяна, где перепады температуры могут всего за сутки достигать 20 градусов, такие наблюдения очень важны и позволяют повысить безопасность перевозок.
Новые конструкции хотя и легче старых, но имеют повышенную прочность. Модернизация позволит пропускать грузовые составы весом 7,1 тысячи тонн против нынешних шести тысяч тонн. Вдобавок мост станет двухпутным, что в два раза увеличит его пропускную способность, а после реконструкции других запланированных участков на Джебь – Щетинкино интенсивность грузопотока возрастет на всем Южном ходу до 49 пар поездов в сутки.
За последние 12 лет объем грузоперевозок по Красноярской магистрали на восток увеличился на 70 %. За шесть месяцев этого года рост составил более десяти процентов. Именно поэтому Южный ход имеет стратегическое значение для экономики, дальнейшего развития железнодорожных перевозок страны. Это одна из важнейших частей железнодорожного коридора, обеспечивающего выход в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому железная дорога уделяет больше внимания участку Междуреченск – Тайшет – инвестиции в его модернизацию составляют более 40 млрд рублей.
Южный ход имеет стратегическое значение для развития железнодорожных перевозок страны. Это одна из важнейших частей железнодорожного коридора, обеспечивающего выход в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
История
Козинский виадук длиной 355 метров сдан в эксплуатацию в 1964 году и располагается на перегоне Джебь – Щетинкино трассы Абакан – Тайшет. В то время он считался самым высоким железнодорожным мостом в СССР – опоры возвышаются на 65 метров от земли. Задумка построить дорогу Абакан – Тайшет возникала и до революции 1917 года, однако ее отметали как невозможную в техническом плане. Реальные изыскания начались перед Великой Отечественной войной. В 1942 году экспедиция во главе с Александром Кошурниковым погибла при проведении изысканий. Лишь год спустя стали известны обстоятельства их смерти – они погибли из-за сложных погодных условий и отсутствия оборудования. В честь Александра Кошурникова, Алексея Журавлева и Константина Стофато названы станции Южного хода, а сама дорога называется «трассой мужества».
Фото: пресс-служба КрасЖД, Илья Матушкин