Мысль о том, что универсиада изменит жизнь в Красноярске к лучшему, прочно засела в головах горожан. Почти каждый день слышим мы об этом от чиновников самых разных уровней. Кажется, еще чуть-чуть, и наступит «золотой век» для краевой столицы – все дороги покроются новым асфальтом, ветхие дома исчезнут, пробки рассосутся и зашумит листвой миллион деревьев в миллионном городе.
Программа «Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года» и правда поражает своими масштабами. Вот только до 2018 года, когда город уже должен быть в полной универсиадной готовности, осталось всего три года, а по сути – два лета, потому что большинство работ по благоустройству в Сибири зимой вести невозможно. Сможет ли за такой короткий срок Красноярск стать достойным лицом России на международной спортивной арене?
Сомнений в том, что в срок будут построены и реконструированы все необходимые спортивные объекты, нет. Это у всех на слуху, на виду, и при малейшем срыве графика грозит большими проблемами ответственным лицам. При таких масштабных стройках перманентный режим «черного неба», облупленные фасады на маршрутах гостевых трасс, залепленные разномастной рекламой хрущевки в центре и хамоватые таксисты в аэропорту кажутся мелочами. Но из таких мелочей и складывается впечатление о городе. Ведь не будут же спортсмены и гости универсиады 24 часа в сутки сидеть в гостиницах и заниматься на стадионах, и невозможно заставить всех их передвигаться по городу только на экскурсионных автобусах по эстетически безупречным маршрутам.
Но самое главное – гости уедут: что останется нам? какой будет столица края крупнейшего региона страны?
Что же увидят наши гости
Если честно, вопросы «преображения города» начинают вызывать тревогу. С момента решения о проведении универсиады в Красноярске времени прошло уже больше, чем осталось до часа икс. Что сделано? Понятно, что проделана огромная не видимая постороннему глазу работа – оценка сил, определение объемов, расчеты финансовых вложений, поиски инвесторов, разработка проектов и т. д. Но облик Красноярска… Неужели все произойдет в одночасье?
Универсиада запланирована на начало марта, скажем прямо, не самое лучшее время для Красноярска. Температура колеблется от ноля до десяти, причем в обе стороны шкалы. А это значит, каша на улицах вместо знаменитого сибирского снега, сырость и серость – до первых зеленых листочков еще далеко, обжигающий ветер с Енисея или безветрие со смогом. Cпасут нас, конечно, Столбы – идеальное место для прогулок в марте. В городе же предстоит любоваться архитектурой, посещать музеи, театры, парки и гулять по набережной. С закрытыми пространствами в Красноярске все более-менее благополучно, организаторы, кстати, уже озаботились планом культурных мероприятий для гостей, а что делать на наших улицах? После символического посещения часовни Параскевы Пятницы стоять в километровых пробках по дороге к Театральной площади? А там? Фонтаны не работают, традиционные ледяные скульптуры дай бог если не растают… Наверняка гостей может удивить наша знаменитая железная «каракатица», но хочется надеяться, что к универсиаде ее все же превратят во что-то архитектурное.
Хороша наша набережная – спору нет, но, если честно, ничем она не удивляет. Ролики, велосипеды, аттракционы, шашлычные – всего этого добра в каждом городе навалом. И, увы, набережная Красноярска – это не культурное пространство, а место извлечения прибыли для коммерсантов. Кто был, к примеру, в Ялте, поймет, о чем речь. Та же вода и те же парапеты, но для аттракционов отдельный закуток, полноценные рестораны вместо «тошниловок», а главное – на каждом метре набережной что-то происходит. Уличные музыканты, танцоры, йоги, фокусники, живые скульптуры… Хочешь – глазей просто так, а хочешь – дай монетку. Гулять по такой набережной очень интересно, впечатлений за полчаса – масса. Все, кого привозила я к Енисею в Красноярске, быстро скучнели – ну да, Енисей, ну да, красиво, и что?.. С Центральным парком все еще хуже. Ну нет там обустроенных для прогулок тропинок и дорожек, уютных уголков и лавочек, одни аттракционы, ларьки, кафешки сомнительного уровня. Ладно хоть без колючей проволоки по забору…
Фасадная революция
Можно, конечно, прогуляться по центру. У нас есть чем полюбоваться – старинные каменные дома, Литературный музей, особняк Гадалова, факультет начальных классов педуниверситета. Правда, все эти красоты перемежаются многочисленными «аппендиксами» магазинов и кварталами хрущевок, что мешает воспринимать Красноярск как город с богатой историей. Смотришь, к примеру, на дом, что напротив остановки «Улица Перенсона», и глаза закрыть хочется – до такой степени упакован первый этаж разномастными вывесками.
Один из самых эффективных способов навести в Красноярске уличный лоск – это облагородить фасады зданий. Хотя бы на уровне первых этажей. Они в большинстве случаев выглядят, как говорит молодежь, дерибасно. Арендаторы – кто во что горазд. Один отремонтировал свой кусочек зелененьким, другой – желтеньким, третий просто залепил рекламными щитами. Смотреть – одно раздражение. На проспекте Мира еще более-менее: спасибо бывшему мэру Петру Ивановичу Пимашкову, который в свое время методом конкурса на лучшую витрину добился относительной элегантности. Вот и сегодня нужно организовать «подвиг предпринимателей» на обновление, отказ от базарного стиля 90-х. Хотя бы тех, кто расположен в одном здании! Пусть скинутся и приведут фасад пусть даже в косметический порядок! Оформят «свои территории» в одном стиле. Крылечки к магазинчикам, вывески, двери… Это стоит не миллиарды, не миллионы, даже не сотни тысяч рублей! Почему-то хочется верить, что отклик обязательно будет. Главное – предложить им готовые варианты дизайнерских решений!
Каждый житель должен
Еще неплохо бы как-то разбудить жителей домов, расположенных хотя бы на основных городских магистралях, стимулировать привести в порядок свои балконы. Оно, конечно, понятно, что в условиях Сибири балкон по своему прямому назначению используется всего пару месяцев в году, а в остальное время служит кладовкой… Но созерцание чужих сокровищ удовольствия не доставляет. Слава богу, в новых домах догадались балконы застеклять. Но что делать со старыми? Как хоть чуточку минимизировать их затрапезный вид?
Кто придумает выход – будет удостоен громадной премии! Но это вряд ли. Поэтому нужна какая-то городская акция под кодовым названием «Облагородь балкон – внеси свой вклад в универсиаду». Красноярцы – люди неравнодушные, задумаются, отзовутся. Каждый хочет жить в уютном и красивом городе.
Проходят же у нас конкурсы на лучший двор, подъезд… Полным-полно фактов образцового отношения! Некоторые дворы – просто шедевры бытовой культуры граждан. За два оставшихся до универсиады лета можно многое успеть.
Гладко пока только на бумаге
Планов – громадье. Сроки – сжатые
Было бы глупо предполагать, что устроители универсиады и городские власти не знают и не видят всех инфраструктурных проблем Красноярска.
Для устранения их разработана комплексная программа «Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года», в которой названы объекты, обозначены сроки и ответственные. К примеру, значится там мероприятие по обновлению муниципального автобусного, троллейбусного и трамвайного парка. В 2017–2018 годах планируется приобрести 269 автобусов и 105 троллейбусов взамен тех, что ездят сегодня на последнем издыхании по городским улицам, в следующем году должны начать строить троллейбусную линию через четвертый мост протяженностью более 17 км.
К универсиаде же должны проложить и 300 (!) км ливневой канализации в городе. Будем надеяться, работы уже идут. Есть в плане и реконструкция Коммунального моста, и моста 777, капитальный ремонт 165 км дорог, ремонт фасадов 245 домов, сохранение 36 объектов культурного наследия в исторической части Красноярска, снос незаконных временных сооружений, а также создание единого архитектурного стиля городских улиц вдоль гостевых маршрутов за счет проведения работ по ремонту внешнего облика зданий 22 объектов образования. Чиновники признают, вдоль гостевых трасс расположено 549 многоквартирных домов, признанных за последние 3–4 года нуждающимися в капитальном ремонте, и необходимо до 2018 года что-то с ними сделать. Часть домов предполагают снести, часть отремонтировать.
Колоссальный объем работ! И все это за два года. Министр спорта России Виталий Мутко обозначил: основные финансовые транши на универсиаду придут в город с 2015 по 2018 год. Это время и должно стать временем ударных строек. Но 2015-й уже на закате, а никаких заметных по масштабам перемен в Красноярске жители не видят, на слуху лишь постоянные заседания «дискуссионных клубов» по универсиаде. На одном из последних, к примеру, эксперты обсуждали проблему хмурых лиц сибиряков. Да и пусть бы обсуждали – тема-то интересная! Еще бы одновременно с этим ливневку укладывали…
А ведь, если отвлечься от насущных проблем, есть еще (а точнее, нет его) и бренд города, который Красноярск пытается обрести уже на протяжении нескольких лет. Неплохо бы поставить и в этом деле точку. Если уж одна из целей универсиады – презентовать Красноярск миру. Чтобы хотя бы гости универсиады четко представляли себе, где они побывали: не где-то за Уралом, не в какой-то абстрактной Сибири, не в городе, который на какой-то реке, а в Красноярске. И чтобы представление это сложилось не из отрицательных эмоций, сформированных пробками, серыми домами и загаженным воздухом, нам всем нужно очень постараться. Всем – это и городским властям, и жителям, и предпринимателям, и общественным деятелям. Красноярску выпал уникальный шанс в виде универсиады, и надо использовать его так, чтобы в городской среде произошли реальные изменения, благодаря которым жить в этом городе станет удобнее. Это сложно и хлопотно.
И есть более «приятная» альтернатива – гостей вполне устроит потемкинская деревня со спрятанными под баннеры развалюхами, запретом выезда личного транспорта в дни универсиады, остановленными на время заводами для очистки воздуха и парочкой скульптур современного искусства на набережной. Но стоит ли в таком случае игра свеч?
СПРАВКА
В 1982 и 1986 годах Красноярск принимал у себя Всесоюзную спартакиаду, в 1990 году у нас состоялась Всесоюзная зимняя универсиада. Эти соревнования хоть и были ограничены географией СССР, но по масштабу вполне сравнимы с универсиадой.
XXIX Всемирная зимняя универсиада пройдет в Красноярске с 2 по 12 марта 2019 марта. Состязания пройдут по 74 дисциплинам 10 видов спорта. К нам приедут около 3 тыс. спортсменов из 55 стран мира, а также болельщики, волонтеры, делегации зарубежных стран, представители СМИ.
Объем финансирования универсиады – 39, 6 млрд рублей, 31,3 млрд – средства федерального бюджета и 8,3 млрд – краевого. Из них 17,6 млрд рублей – строительство и реконструкция спортивных сооружений, 9 млрд – развитие транспортной инфраструктуры, 7,3 млрд – медицинские объекты и 5,7 млрд – обустройство деревни универсиады. Кроме того, планируется привлекать средства спонсоров, определенные договоренности уже достигнуты с компаниями «Русская платина» и «Норильский никель».
Квартал для истории
Одной из достопримечательностей Красноярска, формирующей его уникальный образ, мог бы стать так называемый исторический квартал. Идея превратить обветшалые домишки на улицах Горького, Дзержинского, Бограда, Маркса и Ленина в культовое для города место, объединив их с Центральным парком, обсуждается уже давно.
В связи с надвигающейся универсиадой власти активизировали процесс и осенью объявили о создании ПАО «Исторический квартал», которое будет управлять масштабным проектом. Несмотря на то что, по заявлениям властей, первый дом квартала (Бограда, 106) должен уже быть выставлен на продажу, до сих пор общественности не представили концепцию нового культурного пространства. Известно лишь, что жилые дома планируется превратить в гостиницы, рестораны и магазины, но ни в коем случае не в офисы. Предполагалось, что специальная комиссия будет рекомендовать инвестору, что именно следует размещать в каждом конкретном здании.
При этом стоимость зданий определяли в промежутке от 2 млн до 18 млн рублей. Депутат горсовета Константин Сенченко тогда сомневался в успехе проекта: по его данным, восстановление 1 кв. м исторических зданий обходится примерно в 140 тыс. руб. А значит, в непростое для экономики время могут появиться сложности с привлечением инвесторов.
Между тем подобные проекты отлично работают на коммерческой основе и в мире, и в России, и даже в Сибири. Вспомнить хотя бы знаменитый 130-й квартал в Иркутске. Как-то ведь умудрились соседи сделать его местом притяжения для гостей и жителей города. Мало того, этот квартал ежегодно приносит в бюджеты всех уровней Иркутской области около миллиарда рублей налогов, на его предприятиях трудятся две тысячи человек! Такой исторический квартал, наверное, и нужен Красноярску… Но успеем ли? На этот вопрос, а также на вопрос о сроках реализации проекта в администрации Красноярска ответа пока нет. Будет обидно, если универсиада и появление в городе исторического квартала разойдутся во времени.
МНЕНИЯ
Виктор КАРДАШОВ
депутат ЗС края, председатель депутатской комиссии по подготовке к универсиаде
– Изменить облик, жизнь миллионного города в одночасье – непростая задача. В преддверии универсиады нам нужно решить главные вопросы – инфраструктурные. Но при этом важно не испортить город. Мне, к примеру, очень не нравятся появившиеся на Театральной площади гостиницы. Недопустимо перегружать центральную часть города под маркой подготовки к универсиаде. Центр надо беречь – это душа Красноярска. Нужно дать новую жизнь старинным домам, мне бы хотелось, чтобы проект исторического квартала воплотился к 2019 году. Городу нужны объекты, которые будут полезны жителям, а не те, что удивят один раз гостей, а потом будут забыты. Универсиада пройдет за две недели, а мы будем жить и работать здесь, воспитывать детей. Создавая объекты универсиады, изменяя городскую среду, мы должны думать прежде всего о том, как это отразится на жизни красноярцев. И, конечно, властям нужно заниматься не только развитием спортивной инфраструктуры. Нужно решать комплексные проблемы города. Например, я периодически поднимаю вопрос по Торговому кварталу. Со стороны проспекта Свободного он вроде как прилично выглядит, но стоит заехать внутрь, это же ужас! Нужно придумать способ, который побудил бы наших предпринимателей не только зарабатывать деньги в городе, но и вкладываться в его инфраструктуру. Рычаги для этого у власти есть, нужно ими воспользоваться.
Александр СЛАБУХА
профессор кафедры «Архитектурное проектирование» СФУ, кандидат архитектурных наук, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, член Союза архитекторов России
– Сегодня нам остро не хватает рекреационных пространств. Мы высвобождаем набережную Енисея от промышленных производств, но надо, чтобы река и пространство вокруг нее принадлежали городу, наиболее эффективное для отдыха горожан пространство – это зеленая зона, а не торгово-развлекательные комплексы. Очень хочется, чтобы в преддверии универсиады на набережной не появлялись новые здания по типу того, что возвели возле КИЦ. Рекреационным пространством должен остаться и Центральный парк. Его мы воспринимаем как природный ресурс, прежде всего идем туда за отдыхом на природе – так сложилось исторически. Но сегодня он перенасыщен элементами индустрии развлечений. Нужно выдержать этот тонкий баланс между коммерческой и исторической функциями парка.
Иногда приходится слышать, мол, у Красноярска нет своего лица. Выскажу свое мнение архитектора. Многие сибирские города с многовековой историей характеризуются комплексом деревянной исторической застройки. Центральные же улицы Красноярска – это каменные дома. И это его особенность. Деревянные строения прошлых веков – уникальная для Красноярска вещь, они представляют его как сибирский город, и, конечно, нужно это наследие сохранять в рамках того же проекта исторического квартала.
Архитектура советского периода Красноярска отличается ансамблевой застройкой. В 1960–1970 годы возникли такие архитектурные ансамбли, как Театральная площадь, Стрелка. Эти ансамбли должны развиваться, мы не можем консервировать город. Он должен быть удобным для жизни, даже если ему почти 400 лет. Должны появляться новые здания и гостиницы. Но подходить к его модернизации нужно разумно.
Масштабные мероприятия, такие как универсиада, конечно, заставляют город меняться, но здесь важно не перестараться. Готовясь к универсиаде и наплыву гостей, нужно не забывать о самих себе. Мы должны создавать среду не для туристов, а для себя. И не стоит увлекаться строительством достопримечательностей, которые потом будут не востребованы жителями.
Михаил ОМЫШЕВ
председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков
– Необходимо вплотную заняться логистикой универсиады. Пока что такая работа не ведется. Идет работа по тем объектам, которые на виду, но вопрос логистики – ключевой. На данный момент уровень, на котором пытаются организовать транспортное обслуживание универсиады, не просто непрофессиональный – дилетантский! Приведу один пример: подвоз зрителей в «Бобровый лог» планируют сделать только до моста через реку. Оттуда люди должны будут пешком идти до площадок. Такой логистикой мы делаем мероприятие недоступным для массового зрителя.
Потом, никак не решается проблема по реорганизации дорожного движения. Гости Красноярска очень остро реагируют на наши пробки и удивляются тому, что в очередь к остановкам у нас стоят по 16–17 автобусов. У нас переизбыток провозных возможностей, который сформировался за последнее десятилетие. И увеличением тарифа проблемы пассажирского транспорта не решаются. Нужно увеличивать пассажирооборот, сокращать число автобусов, сократить дублирующие маршруты.
Закончится все тем, что на время универсиады усилиями ГИБДД вычистят с улиц личный транспорт, из другого региона пригонят новые чистые, красивые автобусы и запустят их по маршруту между объектами универсиады. Но это нельзя назвать работами по организации дорожного движения.