Университет сетевого общества

Каким будет образование – такой будет и экономика

Университет сетевого общества Каким будет образование – такой будет и экономика

Одно из важнейших противоречий рынка труда – дефицит специалистов при переизбытке кадров. Проблема имеет множество причин. Одна из важнейших – вузы и ссузы готовят не тех специалистов, которые необходимы бизнесу. И дело не только в том, что студенты зачастую обучаются по программам 20-, а то и 50-летней давности на оборудовании того же возраста. Экономика сама, как утверждают эксперты, пока либо не знает, что ей нужно, либо не в состоянии сформулировать желаемое в качестве задачи.


– Сегодня, когда вы требуете от экономики и бизнеса информации о том, какие им потребуются специальности, вы требуете невозможного, – утверждает директор Института семантики систем, генеральный директор компании промышленного дизайна «Астраросса» Сергей Хапров. – Если бы бизнес знал, что ему потребуется через 10 лет, мы бы с вами контролировали мировой рынок. Он сегодня не знает, что ему потребуется через три месяца. Причем часто этого не знают крупнейшие мировые корпорации.

Принцип железной дороги

Считается, что образование XX века было индустриальным, таким оно в большой степени остается и сейчас. Оно все еще построено по принципу железной дороги с четко обозначенными началом и финалом.

– Студента берут, как заготовку, и пять лет ведут, пока в конце не получат некий совершенный продукт, – иллюстрирует принципы индустриального образования Сергей Хапров. – Проблема в том, что экономика изменилась, и мир больше не соответствует индустриальному. И выйдя из точки А, вы не можете гарантировать, что в точке В вас ждет хороший результат. Пока вы туда добираетесь, экономика давно ушла в сторону.

Университет будущего – это университет сетевого общества. У него меняются цели, задачи, средства, инфраструктура. И главное, бизнес-модели. Кроме того, чему, кого и как учить, высшая школа должна понимать финансовые схемы, принципы получения прибавочной стоимости, способы взаимодействия с обществом и многое другое. Иначе существующие сегодня проблемы так и не будут решены. А скорее всего, еще и будут углубляться.

Кроме того, информатизация настоятельно требует новых подходов. Но и возможности дает широкие – все через те же сети. Но для этого современные знания должны быть переведены в софт: в виде видеолекций, компьютерной анимации. Желательно на английском языке – для доступа на мировой рынок. А еще лучше, советуют специалисты, на визуальном языке, чтобы ничто не препятствовало пониманию. При этом лекции невостребованные в Красноярске могут быть нарасхват где-нибудь в Сиднее или Стамбуле. И будут их автору приносить дивиденды.

Новые форматы

Уже сегодня бизнес-структуры задают непривычные форматы подготовки специалистов, констатирует Сергей Хапров.

– Например, «Вертолеты России» сформировали нам задачу за 200 часов 12 топ-менеджеров научить целому комплексу знаний: новые материалы, новые металлы, новые пластики для создания вертолетов, управление оборудованием и стратегическое управление. Это был зонтичный заказ. Фактически нужно было сформировать целый новый курс. А «Евраз» и «Мечел», не сговариваясь, поставили задачу: молодые технологи должны понимать, что закупки оборудования для металлургической компании на десятки лет определяют ее дальнейшую стратегию.

Новый агент образования сам определяет проблему, делает заказ, подбирает модульную программу, финансирует курс. Но самое неприятное – он оценивает качество.

Переход к таким синтетическим курсам неизбежен. Пока подобные заказы точечные. Но, по словам заместителя губернатора края Ольги Карловой, они уже формируются и красноярскими предприятиями и учреждениями:

– Когда мы пригласили к разговору предприятия, поняли, что понимание у них сегодня штучное. ИСС имени Решетнева делает заказ только на 14 специалистов по инновационным технологиям. Красмаш готов сформулировать такой заказ на 8 человек. Если двигаться в этой конкретной логике, мы найдем механизмы, как вписываться в реальные законы рынка. Ощущение того, что должно что-то измениться, есть у всех. Но сегодня официальная статистика даже не дает ответа на простой вопрос: «Где больше всего сегодня выпускников педуниверситета?». А вот если вы зайдете в супермаркет, увидите, что торгуют там специалисты с психологическим и педагогическим образованием. Зато в перечне наших специальностей отсутствуют такие, как преподаватель иностранного языка для детсада.

Союз науки, образования и бизнеса

О том, как «вписываться в реальные законы рынка» и как в условиях современной экономики перестроить образование, ректоры и профессура вузов, власть и представители бизнеса вели диалог на заседании координационного совета по проблемам высшей школы Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) в минувший понедельник. Один из шагов в решении этой проблемы был сделан еще в мае. Тогда 13 краевых вузов, ряд ссузов и два научных центра подписали договоренность о создании Сибирской открытой университетской конвенции. По сути, это было соглашение о намерениях. В течение лета обсуждались задачи, которые можно и нужно решать в рамках этого объединения, определялась его структура. Логическим продолжением стал следующий шаг, тоже пока чисто организационный: создание Сибирского научно-образовательного консорциума (СНОК).

– Нам необходим такой механизм, который бы более чутко, чем госстатистика и другие устойчивые технологии, реагировал на реальную жизнь, – уверена Ольга Карлова. – И, когда мы говорим о высшем образовании, мы понимаем, что нам необходимо мониторить его не только изнутри. Мы должны быть озабочены тем, куда пойдут наши выпускники. Останутся ли они в регионе, или мы готовим инновационных специалистов, которые уедут в Москву, Петербург, на зарубежные площадки.

СНОК будет решать эти и многие другие поставленные экономикой задачи. Такое объединение – требование времени, считает спикер Законодательного собрания края, председатель координационного совета по проблемам высшей школы Александр Усс:

– Мы считаем, что нашим конкурентным преимуществом должен стать высокий интеллект, а не только полезные ископаемые. Сегодня у нас в гостях представители всех сибирских регионов. И наша сила – в возможности опереться друг на друга. Обеспечить взаимодействие между наиболее продвинутыми университетами. И за счет этого получить ожидаемый результат, в том числе в удовлетворении интересов производства.

Наш комментарий

Эдхам АКБУЛАТОВ, председатель правительства Красноярского края

– Современная экономка невозможна без создания современной инновационной образовательной инфраструктуры. Безусловно, ключевую роль в ее создании играют вузы. В крае ведется большая работа, чтобы в целом сформировать инфраструктуру. Мы уже говорили и о предполагаемом создании промпарка. Реальным является создание красноярского технопарка. Заработал красноярский бизнес- инкубатор. Это все звенья инновационной образовательной инфраструктуры. Сегодня, если перефразировать известное выражение, экономика является таковой, каким является образование, – образование является таковым, какой является экономика. Мы ждем конструктивного сближения образования, науки и производства. Это одна из ключевых проблем, которая должна быть решена в обществе.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного