Возникшие споры с банками и кредитными кооперативами теперь будет помогать разрешать финансовый омбудсмен. Закон об уполномоченном по правам потребителей финуслуг вступил в силу в сентябре. Задача таких уполномоченных – разобраться в деле, закрыть вопрос до суда.
Спор в вашу пользу
Такое понятие, как финансовый омбудсмен, в России существовало и раньше. Человек (по своему желанию) мог получить экспертное независимое мнение по поводу спорной ситуации с кредитной организацией, подав обращение на сайт Ассоциации российских банков.
Сейчас же появляется новая структура, имеющая статус государственной. И обращение к финансовому омбудсмену становится обязательным в случае возникновения имущественного спора с финансовой организацией: банком, ломбардом, кредитным кооперативом или страховой компанией. Причем лимит заявляемых гражданами требований в рамках одного спора – до 500 тысяч рублей. Ограничения не коснутся ОСАГО – имущественные споры по этому виду страхования будут рассматриваться вне зависимости от суммы.
Схема работы проста. Через портал «Госуслуги» подается обращение в электронном виде. Рассматривается оно службой финансового омбудсмена бесплатно и оперативно. Законом установлены жесткие сроки – 15 рабочих дней (срок может быть продлен на 10 дней при необходимости проведения технической экспертизы). Решение, принятое омбудсменом, будет обязательно к исполнению.
Таким образом, человек без расходов на экспертизы, подачу иска и прочих вложений может решить спор в свою пользу.
Правда, есть один нюанс. Прежде чем жаловаться омбудсмену, необходимо отправить претензию в конкретную организацию и получить от нее ответ.
Нарушать невыгодно
– Закон предусматривает поэтапное введение обязанности исполнять решение финансового уполномоченного для разных секторов финансового рынка, – комментирует Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России. – Так, страховые организации в части ОСАГО и других «моторных» видов страхования – с 1 июня 2019 года, по остальным видам – с 28 ноября 2019 года. Микрофинансовые организации присоединяются с 1 января 2020 года, банки, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и пенсионные фонды – с 1 января 2021 года.
Перечисленные организации могут и не дожидаться сроков, установленных законом. Добровольно они могут присоединиться к системе финансовых уполномоченных уже через 90 дней после вступления закона в силу, то есть с 3 декабря 2018 года. По нашим данным, уже есть страховые компании, банки и МФО, которые готовы это сделать. Законом вводится новое понятие – реестр финансовых организаций, сотрудничающих с финансовым уполномоченным (вести его будет Банк России). Если организации нет в реестре после установленного срока, то работать с физическими лицами она не имеет права.
Заключение финансового омбудсмена обязательно к исполнению. К примеру, установлено, что человек переплатил комиссию в банке при погашении кредита и финансовое учреждение обязано вернуть деньги – значит, так тому и быть.
Причем банки и страховые организации заинтересованы в том, чтобы не нарушать эти требования. В законе прописано: организация уплачивает взносы в службу финансового омбудсмена, их величина зависит от количества принятых против нее решений.
Если все заработает так, как задумано, то эта законодательная новация существенно поможет клиентам финансовых или страховых организаций, чьи права нарушаются.