Урок и в Африке урок!

Не станем категорически утверждать, что педагоги нашей средней школы лучшие в мире. Но то, что одни из – это точно. Наверное, нет на земле места, где наши учителя хоть раз не пригодились бы. Если перефразировать фразу из популярной кинокомедии, недаром все континенты аплодируют труженикам нашего образования.

Урок и в Африке урок! Не станем категорически утверждать, что педагоги нашей средней школы лучшие в мире. Но то, что одни из – это точно. Наверное, нет на земле места, где наши учителя хоть раз не пригодились бы. Если перефразировать фразу из популярной кинокомедии, недаром все континенты аплодируют труженикам нашего образования.

Нашему сегодняшнему герою – Людмиле Ивановне Ефановой ученики «рукоплескали» в Томске, Новосибирске, Красноярске и в городе Мапуту – столице южноафриканского государства Мозамбик.

Не мысля себя вне школы

Людмила Ивановна родилась в 1932 году в Томске. Школу полюбила сразу и навсегда. Будущему учителю повезло с учителями – в те годы в Сибирь было сослано и эвакуировано много образованных людей, сформировался интернациональный коллектив.

– Хорошо помню учительницу литературы Зою Михайловну Поздееву, ее идеально поставленную речь – она была еще и диктором на радио, а ее муж – заслуженный артист Михаил Кузнецов играл в томском театре. Хор в нашей школе организовала сосланная из Риги певица Эдди Петровна Бердман.
В 1950 году Людмила Ивановна окончила филологический факультет томского университета. С выбором профессии долго определяться не пришлось – вне школы мыслить себя наша героиня уже не могла, хотела работать с детьми, выполнять благородную педагогическую миссию.
Коллектив, в который влилась молодая учительница, был очень интересным. В то время в Новосибирске создавался научный центр, и в школе Академгородка подбиралась очень сильная педагогическая команда. Воспитатели будущих академиков приехали в Сибирь из разных городов, в том числе из Москвы.
В 1970 году Людмила Ивановна с семьей переехала в Красноярск, где продолжила свою педагогическую деятельность.
У каждого самобытного и талантливого педагога есть свои профессиональные секреты, маленькие личные открытия. Есть такие и у Людмилы Ивановны Ефановой.
Общественная жизнь в школе в те годы была стандартной – торжественные линейки на 1 Мая и 7 Ноября, программа к годовщине Парижской коммуны, субботники, походы. Вот в походах и применяла Людмила Ивановна свою особенную методику. В рюкзаках у школьников были не только бутерброды и термос, но и обязательно – учебник русского языка.
– На природе почему-то все лучше запоминается, и учиться на свежем воздухе легче. Так что на привалах все доставали учебники и готовились к грядущим экзаменам. Понемногу, как будто в шутку даже, неформально, но зато иногда даже более эффективно, чем в условиях классной комнаты.

На горячей земле

После военного переворота в Португалии, известного как Революция гвоздик, африканская колония Мозамбик получила независимость 25 июня 1975 года. Была установлена однопартийная система с ориентацией на страны социалистического лагеря, установлены дружеские связи с Советским Союзом, в страну поехали советские специалисты. Среди них был и супруг Людмилы Ивановны, химик Леонид Николаевич Ефанов. Вместе с ним наша сегодняшняя героиня и прилетела в 1982 году в столицу Мозамбика Мапуту. В школе при советском посольстве тогда остро нуждались в инициативных, творческих учителях. Проверка на энтузиазм была простой – смотрели, насколько готов человек ко внеурочной работе на общественных началах. Людмила Ивановна, бессребреник по натуре, была готова.

– Наверное, сейчас это странно прозвучит, но я много чего делала даром – школьные спектакли, линейки, утренники. И делала с удовольствием, просто из любви к детям. Так что пришлась ко двору, – улыбаясь, вспоминает Людмила Ивановна.

Жизнь в бывшей португальской колонии, несмотря на обилие экзотических фруктов, была несладкой. Обстановка тревожная, выходить в город небезопасно, климат, непривычный для сибиряков. Даже в сугубо бытовом отношении возникали трудности – Людмила Ивановна с мужем жили на восемнадцатом этаже жилого дома, периодически там ломался лифт, ходили пешком. Сегодня Людмила Ивановна вспоминает об этих трудностях с улыбкой:

– Моим внукам бы такую физкультуру! А вообще, я полюбила эту горячую землю. Жизнь там многому нас научила. Африка, как и Север, испытывает человека. Надолго оставались там только сильные, крепкие, дружные семьи, честные трудолюбивые люди. Те, у кого случались какие-то конфликты, проблемы в семье – возвращались или отзывались в СССР.
Работа в посольской школе для красноярской учительницы ничем принципиально не отличалась от той, к которой она привыкла дома. Хотя там было всего шесть классов, и они были маленькие, в среднем по 15 человек.

– Уроки ничем особенным не отличались, урок – он и в Африке урок. Другое дело, что у самих детей было другое отношение. Дети были хорошие, как на подбор все способные, работать с ними было легко. Они были из разных городов и даже стран – у меня было шесть учеников из Болгарии, своей школы у них не было. Ученики активно во всем участвовали – школа для них стала единственным развлечением. Если в России само собой разумеющимся было провести для отстающих или заикающихся детей дополнительные уроки после основных, то там после окончания учебного дня все уезжали. В школу и обратно всех централизованно возили на специальном автобусе. Время было тревожное – ЮАР и Южная Родезия финансировали террористические группировки, которые противодействовали режиму. Периодически они что-нибудь взрывали, ходить по городу детям не разрешалось. К тому же в Мозамбике мы увидели черный расизм. Он оказался не мифом капиталистической пропаганды, как нам говорили, а суровой реальностью. Далеко не все видели в советских специалистах друзей, хотя мы ими и были, – белые же. Случалось, что в детей на улицах бросали камни…
Сегодня Людмила Ивановна Ефанова на пенсии, последние годы работала в красноярской школе № 72. Несмотря на смену статуса, профессию менять она не собирается. В начале учила внука, вплоть до поступления его в университет. Потом «тянула» на общественных началах соседских ребятишек. И это нормально – каждый учитель является носителем уникального опыта. И этот опыт очень нужен людям.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного