Многие новички первое время сидят здесь, в классе, под партами. Боятся ситуации личного провала, резкого окрика учителя, клейма дурака, которым их наградили одноклассники обычной добропорядочной одиннадцатилетки. Старанием и заботой педагогов тревоги постепенно уходят. «У нас все дети успешные! Они учатся, поют, увлекаются спортом и занимают призовые места. Это ребят окрыляет, настраивает на рабочий лад. А когда его сегодня дураком, завтра дебилом назвали – прощай интерес к учебе», – говорит Валерий Зырянов, директор Березовской коррекционной школы VIII вида.
Уроки в сквере
– Жаль, что вы не приехали к нам летом! – сокрушается Валерий Елизарович. – Посмотрели бы, какая у нас тут красота!
Сквер, что перед школой, действительно впечатляет. Унылые осенние тона разрисованы красочным многоцветьем качелей-каруселей, скамеек, скульптур. Когда-то здесь был заросший бурьяном пустырь. Но в березовской коррекционке все работает на результат – мелочей в обычном понимании просто не существует. Вот педагоги и задумались о необычном совместном проекте с администрацией поселка.
Местные власти помогли с благоустройством, а дети ухаживают за растениями, что-то подкрашивают, где-то подбеливают. Получилось очень здорово – пришкольный сквер сразу стал популярным местом отдыха березовцев. Но важнее все-таки другое. Первое – коррекционный момент.
– Детишки у нас слабые, а посадить цветочек вот такой маленький – это же моторика развивается. Потом подрыхлить, прополоть, сорнячки повыдергивать, – раскрывает «ноу-хау» Валерий Зырянов. – Трудовое, эстетическое воспитание – все присутствует. Плюс оздоровление. Дети больные, после обеда час на свежем воздухе – это обязательно. Теперь на прогулки далеко ходить не надо, есть где побегать-попрыгать, погонять мяч на небольшой футбольной площадке. И, наконец, социальная адаптация воспитанников: в сквере проходят общешкольные мероприятия, разные акции. Делают стенды, рисуют плакаты, раздают листовки, привлекают к участию окрестное население. Совсем не прост на поверку оказался обычный школьный сквер!
Естественный отбор
А ведь каких-то 14 лет назад здесь не то что сквера – самой школы не было. Стоял заброшенный корпус переехавшей на новые площади одиннадцатилетки, из которого все, что только можно было украсть, украли. Вынесли окна, двери (даже полы!), вырубили кабель из стен. Возвращать зданию прежний облик и назначение пришлось с нуля.
– Первый год я фактически здесь жил, – признается директор.
К одной проблеме тут же добавилась другая – кадровая. По закону в коррекционной школе должны работать учителя, которые имеют не только общепедагогическое, но и специальное образование, своего рода допуск к обучению детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.
– Меня назначили директором за две недели до начала учебного года, – вспоминает Валерий Зырянов. – Весь педагогический коллектив – в одном лице. Как быть? Уговорил перейти к нам завуча, двух учителей начальных классов и библиотекаря из Есауловской вспомогательной школы. С ними вместе и начинали. Потом брали, что греха таить, тех, кто подвернулся, только чтобы класс не сидел без учителя. В течение двух лет произошел естественный отбор. Случайные люди ушли – среди них были хорошие, талантливые педагоги. Не смогли. Сложно с нашими ребятами работать…
Такие у нас детишки
В Березовской коррекционной учатся 160 детей – поселковые приходят сами, из отдаленных деревень подвозит школьный автобус. Плюс воспитанники здешнего детского дома. День начинается с 8 утра общешкольной зарядкой, заканчивается в 18 часов после подготовки домашних заданий и занятий в творческих объединениях.
Программа основана на том, что изучают в общеобразовательной начальной школе. Физики, химии нет совсем. Даются азы истории, географии, биологии. Главный упор – на трудовом обучении. Мальчики сдают столярное дело, девочки – швейное. Если группа шла по сельхозтруду – есть экзамены и по этому «предмету».
– Режим дня построен с учетом индивидуальных особенностей детей и всех санитарных норм, – рассказывает Наталья Козлякова, заместитель директора по воспитательной работе. – Все ученики находятся на ПМПК – сопровождении (психолого-медико-педагогический консилиум). В него входят дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог, медицинский работник. Они диагностируют и выявляют способности каждого ребенка, определяют резервные возможности, характер, продолжительность и эффективность коррекционной помощи.
Многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными как психически, так и физически. Это является характерной чертой детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому одним из приоритетных направлений работы школы является здоровьесберегающее обучение. Опыт березовцев оказался востребованным на общероссийском уровне. На ежегодной педагогической конференции в Сочи наработки учителей из Березовки шли на ура. Не раз они становились лауреатами федерального конкурса «Школа России». А директору присвоено звание академика Академии творческой педагогики.
После последнего звонка в коррекционной школе ее питомцы идут, как правило, в профтехучилища строительного направления. Осваивают такие ходовые специальности, как, например, столяр-плотник.
– На днях заходил ко мне выпускник Игорь Труфанов, – говорит Валерий Елизарович. – Работает в солидной строительной фирме. Хороший заработок, одет добротно. Видно, что безбедно живет. Но, к великому сожалению, такими, как он, становятся лишь 30 % выпускников. Остальные, даже получив востребованную и денежную профессию, сворачивают с нужного пути. Больше половины наших детей – из асоциальных семей. Ругать их, наказывать – а за что? А они могут быть другими, родившись в этой среде и впитывая все, что она дает? Мы говорим одно, а дома – другой пример. Все же радует, что хорошего тоже немало. Вот такие у нас детишки…
Простой секрет
В этой школе вы не услышите ни одного резкого слова, брошенного в адрес учеников. Здесь стараются максимально адаптировать ребенка к окружающей его жизни. Полное выздоровление от врожденного недуга невозможно. Мы не выискивали в ребятишках каких-то видимых отклонений. Любопытство, тем более нездоровое, здесь совсем неуместно. Дети как дети – радовались гостям, чувствовали наш интерес и внимание. Но все равно при виде старательно шьющих фартуки девчонок, выпиливающих поделки в столярке мальчишек, наматывающих круги в спортзале второклашек отчего-то щемило в груди.
Очень тактильные дети – дают характеристику своим воспитанникам педагоги. Ласку, которой им не хватает дома, они добирают здесь – обнимаются с учителями, прижимаются, берут за руку. Те стараются платить той же монетой.
– Вспоминаю первые годы работы, – говорит Валерий Зырянов. – Соседи попросили: возьмите девочку. В школу не ходит, забитая, о родителях говорить совсем не хочется. Взяли. И вот приходит после уроков девчоночка и хвастает: «Меня сегодня в школе дурой ни разу не обозвали».
И спортивное, и творческое развитие происходит тоже здесь, в этих стенах. Мини-футбол, теннис, хоккей на полу, вокальная группа «Непоседы» для начальных классов, «Поющие сердца» для детей постарше, ансамбль ложкарей «Добры молодцы». Времени скучать нет совсем.
Прощаясь, спросили у директора, какое качество он считает главным у педагогов. Ведь полученное образование, пусть даже и специальное, – это далеко не все. Ответил не задумываясь:
– Доброта. Надо понимать этих детишек. Повышенным тоном ничего не добьешься. И в коллегах я ценю не столько уровень профессионализма, сколько отношение к детям.
Вот такой он, простой и сложный секрет скромной коррекционной школы в Березовке.