В истории России было много войн, но Великая Отечественная – самая страшная – была войной против человека и человечности. Она не имела аналогов по звериной алчности врага и не оставила в стороне никого, ни женщин, ни стариков, ни детей по всей России.
Не дошла она, к счастью, до сибирских городов и деревень в виде сражений, но сибиряки в полной мере, с лихвой испытали на себе все тяготы, беды и горечь этой дикой войны. Уходили мужчины в бессмертие. Мирная жизнь нарушилась. Оборвались все планы и мечты. На смену армии мужчин, ушедшей на фронт, вышла армия женщин.
Ужур по тем временам – это небольшая железнодорожная станция. Здесь не было предприятий оборонной промышленности, поэтому основной задачей населения стало обеспечение фронта продовольствием. И взрослые и дети понимали, что скоро война не кончится и жаловаться на трудности некому. Второй фронт, с помощью которого была одержана Победа, был на востоке страны, героями его были женщины и дети.
Из воспоминаний ветерана тыла, ветерана Великой Отечественной войны Марии Ивановны Белецкой:
«Когда началась война, мне было чуть больше десяти. Но эхо безжалостной войны обрушилось на детей точно так же, как на взрослых, обрекая на голодное существование «и малых и старых». Мы грызли плитки жмыха, жесткого и колючего. (Кто не знает, это прессованная шелуха после отжима семян подсолнечника на масло). Сдобришь его слюной. Грызешь, жадно причмокивая. Жмых помогал по-настоящему оценить незаменимость хлеба, которого ой как не хватало. Хлеб отпускался строго по карточкам. Не хватало картошки, поля были не удобрены, и картофель вырастал мелкий. Варили его в кожуре – «в мундирах», так получалось экономнее.
Мы с нетерпением ждали прихода весны, чтобы устремиться в лес. Лес помогал нам выжить, он кормил нас диким луком и чесноком, луковицами лилий, стебельками заячьей капусты, медуницы, петушков, щавелем, пучками. А еще недоставало взрослых, чтобы кормить, одевать страну. Был в нашем районе знаменитый по тем временам Учумский совхоз. Знаменит он был овцеводством, рекордно крупные вырастали в степях Хакасии эти домашние животные, в изобилии давая стране шерсть, кожу, мясо.
Во время окота овец, когда подрастали барашки, поручали нам, детям, ухаживать за ними, кормить, а самое ответственное – хорошо запомнить, какой именно матери принадлежат ягнята. Вечером правильно распределить каждое семейство по своим клетям. Меня иногда спрашивают: «Как ты их различала? Они же все «на одно лицо»?» Не знаю, как объяснить, но меня старшие хвалили. Ни разу не перепутала.
Тяжелее приходилось в уборочную кампанию. Это сейчас комбайн косит пшеницу, и тут же готовое зерно сыплется в кузов автомашины. Просто благодать! А тогда он только выкашивал хлебное поле, а подбирать колосья надо было вручную. И вязать снопы, и расставлять их по всему полю. И так полный световой день…
А потом начинался обмолот. Забрасывали снопы в молотилку. Один сноп бросишь, два, вроде ничего, а когда бессчетно, очень устаешь. Но это еще терпимо… А вот если вручали вилы, чтобы отбрасывать обмолоченную солому, тут уж не скажешь – «работа непыльная». Смачивали водой марлевую повязку и дышали через нее. Это была работа не с прохладцей. Потные, пили мы студеную родниковую воду, отчего простывали часто.
Когда я вижу брошенный кем-то хлеб, очень огорчаюсь. Сколько бы ни стоили сегодня калач или булочка, но разве это настоящая цена хлеба! Я бы портреты тружеников полей в магазинах вывешивала. Чтоб осознавала юность – булки на дереве не растут. Издавна на Руси большим грехом считалось небрежное отношение к хлебу, что дарила нам земля-матушка. Уважали и ценили люди нелегкий труд хлебороба».
Сила оружия
Эти раздумья и воспоминания – только маленькая толика лишений, что познало рано повзрослевшее, украденное войной детство России.
Как же трудно рассудить и представить сегодня, что испытали матери и жены во время той жестокой войны, какая непомерная ноша досталась женщинам Сибири – держать на своих хрупких плечах весь тыл. Они сохранили детей, сохранили будущее! А это главная наша Победа! Женщины и лес рубили, и землю пахали. Пахали на коровах. В бороны и плуги сами впрягались. Они не ковали, они кормили Победу.
Вглядитесь в фотографию давно минувших дней. Это не просто реальные люди. Это была страна. Здесь полное понимание того, с каким порождением зла мы воевали, как нам досталась Победа.
Генерал Рокоссовский обратился к труженикам полей с призывом: «Хлеб, выращенный вашим трудом на полях, – это тоже оружие, и сила этого оружия велика!»
Говорят, доброта не нуждается в награде, но мы, люди, нуждаемся в том, чтобы помнить о ней.
В толковом словаре С. И. Ожегова слово «доброта» определяется как отзывчивость, стремление делать добро другим. И сколько бы миллионов лет ни существовал человеческий род, с самых древних времен такое качество, как доброта, ценилось всегда.
– Что такое доброта, понятно, а вот где она проживала в то время?
– Доброта была в нежных сердцах сибирячек.
Если бы я был скульптором, то изваял бы из серого гранита в человеческий рост фигуру сибирячки – матери, труженицы, солдатки. Совсем простую. Стоит она в ватнике, повязанная по брови теплым платком, в кирзовых сапогах, опираясь на лопату, уставшая, нежная и сильная.
Сибирячки фронта тыла. Трудно найти слова, достойные их подвига. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти людей, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по земле, которую они отстояли.
Подвиг сибирячек – это наша история. А историю забывать нельзя. И пока жива Россия, салютуя Великому празднику страны, мы салютуем самым удивительным, Величайшим из великих, женщинам отгремевшей войны, женщинам Сибири!