В цифровой ловушке Как убедить ребенка, что за экраном гаджета тоже есть интересная жизнь?

В цифровой ловушке Как убедить ребенка, что за экраном гаджета тоже есть интересная жизнь?

Не так давно я рассказывала о своем детстве одному маленькому мальчику. «А какие у вас тогда компьютерные игры были?» – поинтересовался он. Я честно ответила, что вообще никаких – и при этом мы не скучали. Не было тогда ни планшетов, ни смартфонов. Ребенок сочувственно посмотрел на меня и спросил: «Тетя, а ты вообще в каком веке родилась?..»

К сожалению, для многих современных детей мир без гаджетов не представляет никакой ценности. Психологи, учителя, родители бьют тревогу, ведь избавиться от легко возникающей зависимости совсем нелегко.

 Опасные друзья

Первые наставники в мире цифровых технологий – родители. И от них зависит, чем предпочтет заняться ребенок в свободное время.

Правда, далеко не у всех получается контролировать ситуацию.

– Кнопочный телефон я выдавала на определенные промежутки времени, буквально по 20 минут дважды в день, – рассказывает свою историю Надежда, мама 15-летней дочери. – Но когда в пятом классе появился смартфон, вводить ограничения было уже сложно, хотя изначально мы договорились – использовать только на переменах. Конечно, она эти требования игнорировала. В итоге я даже писала заявление на имя директора: не возражаю, что учителя будут просить положить телефон им на стол. А сейчас все так усугубилось, что педагоги махнули на нее рукой и даже не всегда делают замечания: она сидит на последней парте и не выпускает его из рук. У нее уже настоящая зависимость, и что с этим делать, неясно. Начинаешь отбирать – сразу всплески сильнейшей агрессии, крики, хлопанье дверью… Мы обращались к психологу, он посоветовал предложить более интересное занятие. Но это как алкоголика убеждать, что травяной чай полезнее.  Да и я не могу все свое время посвящать тому, чтобы развлекать ее. У дочери есть хобби – занятия верховой ездой. Но как только она слезает с лошади – сразу в руках оказывается телефон.

Ситуация стала ухудшаться несколько месяцев назад: девочка не хотела расставаться со смартфоном даже ночью. «У меня там друг, нужно всегда быть на связи», – объясняла она. Положить конец общению помогли в полиции: оказалось, что ребенок активно переписывается с тем, кто называет себя Хозяином (в реальности им оказался психически больной мужчина, житель Московской области). Он не оставлял в покое девочку даже ночью – требовал, чтобы она постоянно отвечала ему.

Случай жутковатый, но подчеркивающий: увлечение телефонами совсем не безобидно.

– В целом это еще и сильно сказывается на развитии ребенка, – уверена Людмила Скакун, педагог-психолог, директор красноярского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание». – Много времени сидит в телефоне, весь вовлечен в то, что там происходит, переутомляется. А в итоге это влияет на продуктивность памяти, внимание, мышление. Родители часто приходят с жалобами на странные навязчивые движения, которые замечают у ребенка, – из-за перевозбуждения. И на учебу это влияет очень серьезно: в интернете все так устроено, что можно не напрягаться, не вдумываться. Другое дело – урок в школе, где нужно изучать то, что, быть может, совсем не кажется интересным. Проблемы с коммуникативными навыками – в гаджете он не видит мимики, позы, жестов, там очень упрощенное общение.

 Что же делать?

Все специалисты советуют: установить очень жесткие рамки использования гаджетов. И не только для ребенка. Но и для себя в том числе, иначе будет крайне сложно объяснить сыну или дочери, почему вы там сидите часами.

По возможности находить время для «цифрового детокса». К примеру, вечером все собираются на ужин – это особое, семейное время, когда можно спокойно что-то обсудить, телефоны все обязательно убирают подальше. Смотрим интересный фильм всей семьей – то же самое.  Некоторые специалисты приводят пример семьи Михалковых-Кончаловских, где существует правило: вечером дома все отключают сотовые и для связи используют только домашний телефон.

Включите «Родительский контроль»

У ребенка плохо развиты процессы самоограничения, поэтому оптимальный вариант – подключить функцию «Родительский контроль», которая не только позволяет заблокировать доступ к нежелательным сайтам, но и определять, сколько времени и какими приложениями может пользоваться ребенок, включать и выключать доступ в интернет для него (как мобильный, так и по Wi-Fi). Все это делается с помощью телефона одного из родителей: к примеру, нажали несколько кнопок, и после 21:00 даже самый крутой смартфон ребенка превратится в «кирпич» – не будут работать любимые игры и т. д. А значит, придется поискать себе другое занятие, да и спокойному сну это не помешает.

Но чем старше ребенок, тем сложнее. Да и в школе все активнее вовлекают цифровые технологии в образовательный процесс.

 Рано или поздно наступает такая ситуация, когда на все интересные предложения родителей – рыбалка с отцом, походы – поступает отказ, – говорит Людмила Скакун. – Он предпочитает остаться с телефоном в руках дома. Постарайтесь не срываться, не кричать. Если это сложно, то один из самых простых способов успокоиться: сделать вдох, задержать дыхание – и более длительный выдох. Три-четыре раза бывает достаточно. Спросите у него: чем он увлечен? Постарайтесь сделать это искренне, интересуясь приложением или игрой, которыми сейчас занят ребенок. Нужно постараться наладить контакт с ним. Вероятно, что после спокойного разговора его будет проще уговорить все же оторваться от гаджета.

Далее можно выработать правила: «делу время, а потехе час». Сделал уроки и свои домашние дела? Пожалуйста, определенный период времени можешь посвятить общению или играм в телефоне. Поинтересуйтесь у других родителей, какой опыт есть у них. Одна из многодетных мам рассказывала, что ребенок пристрастился к чтению, когда ему были поставлены условия: вначале определенное количество страниц книги, потом телефон. Хочешь времени больше – значит, и читаешь тоже больше.

Как быть, если много что испробовано, но безрезультатно?

 Если речь идет уже о тяжелых формах зависимости и родители понимают, что не могут самостоятельно справиться, то необходимо обращение к специалисту, – считает Татьяна Раменская, психолог.  – Причем, скорее всего, понадобится помощь нескольких – и психолога, и психотерапевта, и психиатра. Возможно, последний будет даже использовать медикаментозную терапию. Не нужно думать, что проблема уйдет сама собой, все может только усугубиться: это грозит и существенным снижением успеваемости, и отсутствием друзей. Начать же можно с детского психиатра в поликлинике или же со школьного психолога.

К сожалению, что касается гаджетомании – точно так же, как и при любом заболевании: легче предотвратить, чем потом бороться с ее последствиями. Поэтому здесь опасно все пускать на самотек. Да, есть дети, которым телефон не сильно интересен, но это, как правило, исключение.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
17 апреля 2024
Енисейская губерния – новый шаг в освоении Сибири
К середине XVII века Российское государство стало обладателем Сибири – крупнейшей в мире провинции, размеры которой превышали заокеанские владения европейских
Без рубрики
17 апреля 2024
Ветераны и школьники почтили память воинов-интернационалистов
На Аллее Славы кладбища Бадалык много захоронений очень молодых людей. Двадцатилетние парни отдали свои жизни, исполняя интернациональный долг в Афганистане.
Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе