Не так давно я рассказывала о своем детстве одному маленькому мальчику. «А какие у вас тогда компьютерные игры были?» – поинтересовался он. Я честно ответила, что вообще никаких – и при этом мы не скучали. Не было тогда ни планшетов, ни смартфонов. Ребенок сочувственно посмотрел на меня и спросил: «Тетя, а ты вообще в каком веке родилась?..»
К сожалению, для многих современных детей мир без гаджетов не представляет никакой ценности. Психологи, учителя, родители бьют тревогу, ведь избавиться от легко возникающей зависимости совсем нелегко.
Опасные друзья
Первые наставники в мире цифровых технологий – родители. И от них зависит, чем предпочтет заняться ребенок в свободное время.
Правда, далеко не у всех получается контролировать ситуацию.
– Кнопочный телефон я выдавала на определенные промежутки времени, буквально по 20 минут дважды в день, – рассказывает свою историю Надежда, мама 15-летней дочери. – Но когда в пятом классе появился смартфон, вводить ограничения было уже сложно, хотя изначально мы договорились – использовать только на переменах. Конечно, она эти требования игнорировала. В итоге я даже писала заявление на имя директора: не возражаю, что учителя будут просить положить телефон им на стол. А сейчас все так усугубилось, что педагоги махнули на нее рукой и даже не всегда делают замечания: она сидит на последней парте и не выпускает его из рук. У нее уже настоящая зависимость, и что с этим делать, неясно. Начинаешь отбирать – сразу всплески сильнейшей агрессии, крики, хлопанье дверью… Мы обращались к психологу, он посоветовал предложить более интересное занятие. Но это как алкоголика убеждать, что травяной чай полезнее. Да и я не могу все свое время посвящать тому, чтобы развлекать ее. У дочери есть хобби – занятия верховой ездой. Но как только она слезает с лошади – сразу в руках оказывается телефон.
Ситуация стала ухудшаться несколько месяцев назад: девочка не хотела расставаться со смартфоном даже ночью. «У меня там друг, нужно всегда быть на связи», – объясняла она. Положить конец общению помогли в полиции: оказалось, что ребенок активно переписывается с тем, кто называет себя Хозяином (в реальности им оказался психически больной мужчина, житель Московской области). Он не оставлял в покое девочку даже ночью – требовал, чтобы она постоянно отвечала ему.
Случай жутковатый, но подчеркивающий: увлечение телефонами совсем не безобидно.
– В целом это еще и сильно сказывается на развитии ребенка, – уверена Людмила Скакун, педагог-психолог, директор красноярского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание». – Много времени сидит в телефоне, весь вовлечен в то, что там происходит, переутомляется. А в итоге это влияет на продуктивность памяти, внимание, мышление. Родители часто приходят с жалобами на странные навязчивые движения, которые замечают у ребенка, – из-за перевозбуждения. И на учебу это влияет очень серьезно: в интернете все так устроено, что можно не напрягаться, не вдумываться. Другое дело – урок в школе, где нужно изучать то, что, быть может, совсем не кажется интересным. Проблемы с коммуникативными навыками – в гаджете он не видит мимики, позы, жестов, там очень упрощенное общение.
Что же делать?
Все специалисты советуют: установить очень жесткие рамки использования гаджетов. И не только для ребенка. Но и для себя в том числе, иначе будет крайне сложно объяснить сыну или дочери, почему вы там сидите часами.
По возможности находить время для «цифрового детокса». К примеру, вечером все собираются на ужин – это особое, семейное время, когда можно спокойно что-то обсудить, телефоны все обязательно убирают подальше. Смотрим интересный фильм всей семьей – то же самое. Некоторые специалисты приводят пример семьи Михалковых-Кончаловских, где существует правило: вечером дома все отключают сотовые и для связи используют только домашний телефон.
Включите «Родительский контроль»
У ребенка плохо развиты процессы самоограничения, поэтому оптимальный вариант – подключить функцию «Родительский контроль», которая не только позволяет заблокировать доступ к нежелательным сайтам, но и определять, сколько времени и какими приложениями может пользоваться ребенок, включать и выключать доступ в интернет для него (как мобильный, так и по Wi-Fi). Все это делается с помощью телефона одного из родителей: к примеру, нажали несколько кнопок, и после 21:00 даже самый крутой смартфон ребенка превратится в «кирпич» – не будут работать любимые игры и т. д. А значит, придется поискать себе другое занятие, да и спокойному сну это не помешает.
Но чем старше ребенок, тем сложнее. Да и в школе все активнее вовлекают цифровые технологии в образовательный процесс.
Рано или поздно наступает такая ситуация, когда на все интересные предложения родителей – рыбалка с отцом, походы – поступает отказ, – говорит Людмила Скакун. – Он предпочитает остаться с телефоном в руках дома. Постарайтесь не срываться, не кричать. Если это сложно, то один из самых простых способов успокоиться: сделать вдох, задержать дыхание – и более длительный выдох. Три-четыре раза бывает достаточно. Спросите у него: чем он увлечен? Постарайтесь сделать это искренне, интересуясь приложением или игрой, которыми сейчас занят ребенок. Нужно постараться наладить контакт с ним. Вероятно, что после спокойного разговора его будет проще уговорить все же оторваться от гаджета.
Далее можно выработать правила: «делу время, а потехе час». Сделал уроки и свои домашние дела? Пожалуйста, определенный период времени можешь посвятить общению или играм в телефоне. Поинтересуйтесь у других родителей, какой опыт есть у них. Одна из многодетных мам рассказывала, что ребенок пристрастился к чтению, когда ему были поставлены условия: вначале определенное количество страниц книги, потом телефон. Хочешь времени больше – значит, и читаешь тоже больше.
Как быть, если много что испробовано, но безрезультатно?
Если речь идет уже о тяжелых формах зависимости и родители понимают, что не могут самостоятельно справиться, то необходимо обращение к специалисту, – считает Татьяна Раменская, психолог. – Причем, скорее всего, понадобится помощь нескольких – и психолога, и психотерапевта, и психиатра. Возможно, последний будет даже использовать медикаментозную терапию. Не нужно думать, что проблема уйдет сама собой, все может только усугубиться: это грозит и существенным снижением успеваемости, и отсутствием друзей. Начать же можно с детского психиатра в поликлинике или же со школьного психолога.
К сожалению, что касается гаджетомании – точно так же, как и при любом заболевании: легче предотвратить, чем потом бороться с ее последствиями. Поэтому здесь опасно все пускать на самотек. Да, есть дети, которым телефон не сильно интересен, но это, как правило, исключение.