«В джазе есть место для каждого» Мировая премьера состоится в Красноярске

«В джазе есть место для каждого» Мировая премьера состоится в Красноярске

В последние два года знаменитая американская джаз-вумен ЛаФрей Ски частая гостья в Красноярском крае. Она не только дает концерты и проводит мастер-классы, но и готовит грандиозный проект, главные участники которого – студенты Красноярского колледжа искусств имени Иванова-Радкевича. Отправной точкой такого тесного сотрудничества и любви американки к сибирякам стал фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 2012 году.

Накануне нового АТФ ЛаФрей Ски поделилась с нами секретами своего проекта, который она представит вместе с красноярскими студентами.

– ЛаФрей, как возник у вас интерес к Сибири, почему мировую премьеру своей новой композиции решили сделать именно в Красноярске?

– Первый раз я приехала в Сибирь в 2012 году на фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Познакомилась с красноярскими музыкантами, а затем меня пригласили провести мастер-классы в ваш город. Так завязалось тесное сотрудничество с колледжем искусств имени Иванова-Радкевича и заведующей джазовым отделением Екатериной Катаевой. Мы с ней подружились. Говорили о студентах и музыке. А потом я написала музыку по книге «Мастер и Маргарита». Предложила колледжу сыграть это произведение, мою идею поддержали. Теперь студенты каждую неделю собираются и репетируют.

– Нашим ребятам хватает способностей для того, чтобы играть вашу музыку? Говорят, музыкант должен чувствовать композитора?

– Я уже со всеми студентами познакомилась, а это 30 человек. Во время репетиций изучила все их способности и даже писала музыку под них. Например, Евгений, который играет на саксофоне, может гораздо больше, и я давала ему возможность проявить себя. И так с каждым студентом. Это просто невероятно! Ребята настолько музыкально голодны. Кажется, они готовы принимать все больше и больше новой информации. Им нравится пробовать что-то новое. Все темы, которые я им презентовала, они встречали с восторгом. Не отказывались играть, а кричали: «Да! Да!»

Для исполнения своего произведения ЛаФрей Ски предложила красноярцам создать «Молодежный биг-бэнд». В него вошли музыкальный коллектив из США The 13th Amendment, студенты и преподаватели Красноярского колледжа искусств имени П. И. Иванова-Радкевича. Это не просто классическо-джазовый оркестр, но и лаборатория для профессионального общения творческой молодежи, платформа для обмена опытом и сближения культур разных народов.

– Чем вас так заинтересовал роман Булгакова? Как пришла идея создать музыку на это произведение?

ЛаФрей Ски– Два года назад после АТФ моя группа играла в Москве в посольстве США. После концерта общалась с людьми, и они начали говорить о романе «Мастер и Маргарита». Мне и в Красноярске рассказывали об этой книге, потому что она любима многими россиянами. Столько людей советовало прочитать это произведение, что я просто взяла и начала читать. Как музыкант, я искала что-то интересное, музыкальное в книге. Политические вещи, которые отражены в романе, меня мало интересовали. Но и их я поняла. И я представила свою группу, играющую на балу Воланда. Главная тема произведения – «Великий бал у сатаны».

– А что вас больше всего поразило в этом романе, что запало в душу?

– Жертвоприношение героев. Для многих читателей этот роман о великой любви, но я вижу, что в его основе лежит жертва. Главные герои книги приносят в жертву свою жизнь ради истины, счастья и любви. Сама книга интересно написана: много пересекающихся линий. И уже не можешь понять, где ты находишься, про кого читаешь. Момент фантастичности – полет Маргариты, или перемещение во времени: знакомимся с Понтием Пилатом и Иешуа, а потом вдруг возвращаемся в Москву 1930-х годов. Я когда читала, начала слышать музыку (у композиторов это происходит внезапно) и стала писать: там-пара-ра-рам, пам-пам-пара-пара-ра… Вся мелодия пришла в голову сама, я не сидела, не выбирала ноты. Это было вдохновение.

Литературоведы отмечают, что Михаил Булгаков в описании бала Воланда использовал реальные предметы обстановки резиденции американского посольства в Москве, куда он был приглашен в апреле 1935 года. Для Булгакова прием в американском посольстве – событие почти невероятное, сравнимое с балом у сатаны. Советская наглядная пропаганда тех лет часто изображала «американский империализм» в облике дьявола.

– А как, по-вашему, звучит Красноярск или Сибирь? Какая музыка приходит в голову?

– Я думаю, это комплекс традиционной и современной музыки. Например, в своем произведении я использовала и цыганские мотивы, и танго, и вальс, джаз, свинг, блюз, и современные мотивы тоже. Я уже шестой раз в Красноярском крае, мне нравится бывать здесь. Интересно, как люди объясняют: «Мы сибиряки, мы не такие, как в Москве. У нас более открытые сердца». И это действительно так.

– Как вас встречали в районах края, чем угощали?

– В Боготоле я первый раз попробовала самогонку. Это просто фантастика! Мне сказали, что я первая американка, побывавшая в Боготоле. А в Минусинске подарили зимний шарф. Мне нравятся сибирские пельмени, но я ела все, чем угощали. В Сибири я два раза встречала Новый год. В России этот праздник больше по событийности и дольше по времени. На Новый год здесь делают салаты, а все родственники собираются вместе. Это здорово.

– Женщина-барабанщик – довольно необычно. Почему выбрали именно этот инструмент и джазовое направление?

– Мне в России все говорят, что женщины-барабанщицы редкость. Но джаз и барабан сами меня выбрали. В детстве я наблюдала за своей мамой (она танцевала), и современный танец сопровождался звуками барабанов. Я из музыкальной семьи. Мои родители всегда радовались, когда я играла на каком-то музыкальном инструменте или читала. Я играла на пианино, флейте, барабанах, гитаре, пела. Музыка всегда присутствовала в моей жизни, но я не думала, что стану профессиональным музыкантом. А когда услышала джазовую пианистку Ширли Хорн, поняла, что хочу играть эту музыку. И именно на барабанах. Вообще я хотела стать юристом. Изучала экономику, политическую теорию.

– И эти знания пригодились?

– Да. Сейчас я культурный посол, путешествую по всему миру, общаюсь со многими людьми. Джаз – это музыка, образованная многими людьми, которые собрались вместе. И в этой музыке есть место для каждого. С мастер-классами и концертами я объехала более 30 стран. Мне всегда было интересно строить мосты между людьми. Меня не привлекает профессия, в которой просто что-то берешь от земли или от людей, мне интересна сфера, где можно давать.

– А как музыка расширяет права человека или наделяет полномочиями женщин?

– Когда я начала преподавать, не задумывалась об этом. Но, путешествуя по странам и вникая в их культуры, поняла: молодые девушки тянутся ко мне за общением, я для них пример. Я одна из основателей лагеря для девочек в Нью-Йорке. В определенном возрасте – 10–15 лет – девчонки меняются, уходят назад, а мальчишек пропускают вперед. Я не учу девочек быть сильнее мальчишек, хочу, чтобы они выпустили свой свет и позволили себе реализоваться. Я за то, чтобы расширить возможности всех людей. Фундамент джаза – блюз. А блюз – это такой музыкальный жанр, где человек рассказывает историю. Учу студентов импровизации и прошу их рассказать свою историю с помощью инструментов. Когда к ним приходит уверенность в себе, в инструменте, в своем умении, они могут поведать это всему миру.

– Какое произведение нужно послушать, чтобы услышать вашу историю?

– «Мастера и Маргариту». Это самый масштабный мой проект как композитора.

Мировая премьера «Мастера и Маргариты» состоится в рамках АТФ

27 и 29 июня в Красноярском театре юного зрителя (ул. Академика Вавилова, 25).

Досье:

ЛаФрей Ски – барабанщица, лидер группы The 13th Amendment, композитор, профессор академии Jazz at Lincoln Center, культурный посол Государственного департамента США, основатель рок-лагеря «Вилли Мэй» для девочек.

Окончила Оберлин-Колледж, где изучала экономику и политическую теорию, а также сочинение и теорию музыки и технику джазовой импровизации. Разработала джазовую обучающую программу и методику для студентов средней общеобразовательной школы. Написала книгу «Понимание истории джаза и культуры». В научные интересы ЛаФрей входят «расширение прав и возможностей через музыку», «наделение полномочиями женщин через музыку», «культурная дипломатия в действии».

Со своей группой ЛаФрей Ски играла в известных концертных залах по всему миру, в США – зал Карнеги, Бруклинская академия музыки, Линкольн-центр, зал Радио-сити-мьюзик и т. д. Также играла дважды в Белом доме для президента Барака Обамы и в резиденциях послов США, где побывала с миссией, в том числе в Москве.

Программа фестиваля АТФ в Красноярске

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Деликатесы высоких широт
Как-то случилось побывать на Камчатке, в очень приличном отеле, где обещали кормить деликатесами, и воображение сразу нарисовало красную рыбу в
В атаку на детскую преступность
Задумывались ли вы, от чего зависит устройство мира, в котором мы живем? Вечно недовольные люди наморщат нос и только отмахнутся:
16 мая 2022
«Енисей» против ЦСКА и «Торпедо»
В минувшие выходные обе команды ФК «Енисей» – мужская и женская – дома принимали московские клубы, причем одних из лидеров