От Канады до Новой Зеландии
– Наша цель – чтобы студенты в ходе обучения переняли самые современные технологии и научные подходы в тех областях знаний, где мы еще отстаем, – так обосновали необходимость появления программы в министерстве образования России.
Постановление Правительства РФ о мерах соцподдержки граждан, которые самостоятельно поступили в ведущие иностранные вузы, начало действовать с 20 июня. Бюджет оплатит обучение тем, кто собирается осваивать программы магистратуры, аспирантуры (докторантуры) и ординатуры. Как пояснили разработчики, такое ограничение дает возможность привлечь к участию более зрелых, сформировавшихся людей, а не 17-летних первокурсников.
Программа рассчитана на 2014–2016 годы. За это время планируется обучить за госсчет не менее 1,5 тысяч перспективных студентов. В том числе государство позаботится о медицинском страховании, проживании, питании студентов, приобретении учебной литературы, проезде от места жительства до вуза и обратно.
Перечень вузов, где предлагается пройти обучение, впечатляет: Массачусетский технологический университет, Кембриджский университет, Лондонский королевский колледж… Всего в списке несколько десятков лучших вузов мира, которые находятся в Англии, Испании, Японии, Канаде Новой Зеландии.
Чтобы принять участие в конкурсе, необходимо пройти регистрацию на сайте (на момент написания материала он еще не работал) и следить за итогами рассмотрения своей заявки в списке. После обучения – добро пожаловать домой, в Россию! Выпускника ждет три года работы в определенной компании (список организаций еще формируется). Если должность в родной стране кажется не особенно привлекательной с точки зрения карьерного роста и обратный билет покупать нет совершенно никакого желания, студент облагается штрафом в трехкратном размере от той суммы, которая была на него потрачена. Уже установлено, что сумма на студента в год не должна превышать полутора миллионов рублей. На сегодняшний день прописано, что программа должна обеспечить более или менее равномерное распределение кадров по стране: «количество участников программы, трудоустроившихся в организациях-работодателях, располагающихся на территориях Москвы и Санкт-Петербурга, не должно превышать 10 % от общего числа участников».
Замкнутая система обречена на вымирание
Несмотря на то, что отдельные детали программы еще обсуждаются, сотрудники красноярских вузов уверены: среди их студентов немало достойных, а сама программа необходима, причем ее востребованность была очевидна уже давно.
– Мы очень заинтересованы, и я лично, как руководитель магистратуры, ждала этого постановления, у нас на самом деле есть великолепные выпускники, – комментирует Ольга Осипенко, заместитель проректора по учебной работе СФУ. – Я бы очень хотела, чтобы они поучились и принесли стране пользу. Обеспечить эффективную работу модернизационных процессов можно при условии, если знаешь ситуацию в той или иной отрасли в мире. Подготовка специалистов с использованием международного опыта неизбежна. Я, как физик, рассуждаю просто: любая замкнутая система обречена на вымирание. И если вы находитесь только в одной российской системе образования и не знаете, что в мире происходит, это неправильно. Мы внутри университета, не ожидая постановления правительства, начали подобную программу – отправляем наших специалистов на 8 недель в ведущие центры. И не потому, что сами не способны обучить. Люди должны видеть другие образовательные практики, другие образцы. Вы думаете, в Европе такого нет? У них обязательное условие: студент должен семестр учиться в вузе за пределами страны. Зачем это Европе с ее уровнем образования? Они понимают потенциал чужой системы.
Отметим, что государство готово оплачивать обучение не по всем образовательным программам. На сегодняшний день в списке нет таких направлений, как «лингвистика», «международные отношения», «cравнительная политика», «юриспруденция», «психология», «археология», «современное искусство».
Впрочем, по количеству выделяемых бюджетных мест для вузов можно было уже давно понять: гуманитарные специальности не являются приоритетными для государства – по крайней мере, на сегодняшний день. По словам директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрия Пескова, «упор сделан на инженерные, медицинские, научно-технические, энергетические специальности, связанные с авиастроением, космосом…»
Главное не знания, а мотивация…
– Мы рассчитываем, что наши студенты получат право на такое обучение, – отметил ректор СибГАУ Игорь Ковалев. – В университете хорошо развита академическая мобильность, в том числе за счет грантовых средств, что позволяет нам надеяться на успешное включение наших студентов в списки тех, чья учеба за рубежом будет оплачена. Разумеется, отечественная высшая школа по-прежнему входит в число ведущих, но нельзя забывать о том, что мир не стоит на месте. Глобализация и повсеместная информатизация всех процессов заставляют нас задумываться уже даже не о завтрашнем, а о послезавтрашнем дне. В таких условиях российским специалистам необходимо перенимать ведущий мировой опыт. К слову, студенты и сотрудники СибГАУ уже занимаются этим в рамках программ сотрудничества с зарубежными университетами в 25 странах.
Поступление в ведущие вузы мира несколько отличается от стандартных испытаний в России. И, возможно, именно этот фактор может затруднить участие в конкурсе даже самых перспективных студентов. По словам экспертов, во многих западных вузах нет дисциплинарного подхода, у них он мотивационный. Наши студенты могут быть к этому не готовы: они привыкли сдавать предметы. А за рубежом вузы прежде всего интересует мотивационное письмо. Написать его непросто. Нужно пояснить: зачем ты сюда хочешь прийти? Каких целей планируешь добиться? Ну и кроме того, нужно владеть языком на высоком уровне – подтвердить это сертификатом соответствующего образца.
Кстати, не все эксперты уверены в успехе программы. Есть и те, кто задается вопросом: а вдруг обученные в элитных зарубежных вузах специалисты приедут в Россию и поймут, что полученные знания здесь, мягко говоря, не применимы?
– Опыт не может быть неприменим, – уверена Ольга Осипенко. – Проблемы, которые существуют в мире, едины для всех. Что разного может быть, к примеру, в промышленной экологии? Как спастись от глобального загрязнения окружающей среды – над этим думают и в Англии, и в Японии, и в России. С экономикой и правом, может, есть еще сомнения – все-таки эти системы зачастую специфичны. Но в любом случае фундаментальные вещи, на которых строится все, едины. И получение опыта в конкретной сфере полезно в любом случае.
Где получить подробную информацию?
Студенты, которые рассматривают возможность обучения в иностранных вузах, могут ознакомиться с интересующей информацией на сайте Агентства стратегических инициатив, раздел «Молодые профессионалы» – президентская программа «Глобальное образование» http://asi.ru/molprof/globaleduintegration/
Напомним, в России с 1993 года существует конкурс для студентов и аспирантов на получение стипендий президента для обучения за рубежом. Подробности можно узнать на сайте www.president-mobility.ru