В Красноярске придумали театр для детей с ограниченными возможностями здоровья

В Красноярске придумали театр для детей с ограниченными возможностями здоровья
Фото из архива театра «Конфетти»

«Мы несем радость», – говорит о своем детище – театре для детей с ограниченными возможностями здоровья, главный его идеолог, сценарист и режиссер Галина Долгарева. А еще она мама сына, которому много лет назад поставили серьезный диагноз: детский церебральный паралич.

Для самооценки и развития

Почти сразу после рождения мальчик попал в реанимацию, потом – лечение в Москве, Новосибирске, Одессе и даже Китае. Между ними – сборы средств, обучение различным оздоровительным практикам, чтобы заниматься со Львом (так зовут сына) самостоятельно. Реабилитация нужна постоянно. Если здоровый ребенок начинает ходить, бегать, разговаривать, то уже не сможет разучиться, а у детей с диагнозом ДЦП ситуация другая: навыки могут теряться. История грустная, знакомая очень многим мамам особенных детей.

Почти десять лет назад появилась идея – поставить спектакль, где на сцену вышли бы их дети – пусть на колясках, не очень четко выговаривающие слова. Потому что это все – внешнее. У каждого из них есть возможность сыграть хотя бы небольшую роль и даже добавить в образ что-то свое – насколько это получается.

Сейчас актеры подросли, Льву исполнилось уже двадцать, но театр не потерял своей актуальности – наоборот.

– После восемнадцати лет для детей с тяжелыми формами инвалидности практически ничего нет, – поясняет Галина Долгарева. – А у нас постановки на высоком уровне, с хорошим объемом декораций, достаточно взрослым текстом – то есть все по-настоящему, и они чувствуют себя очень востребованными. Когда смотрят наши постановки, зрители отзываются о них как о спектаклях, которые несут только радость. И удивляются, как в них может быть столько света.

За эти годы актеры театра, который назвали «Конфетти», прошли не только большой творческий путь. Каждый из них сделал еще весомый скачок в своем развитии. К примеру, Лера вначале вообще не могла сидеть на одном месте – она постоянно бегала: как незрячему ребенку ей надо было постоянно что-то исследовать. Другой ребенок говорил только шепотом. Дети не умели слушать остальных и работать в команде, да и просто общаться: когда невольно приходится делать несколько больших пауз в одном предложении, а речь не очень четкая, собеседников находится не очень много. Не каждый готов слушать и понимать.

– Вначале было страшно, а теперь без этого жить не могут, – рассказывает одна из мам. – Им комфортно на сцене, для их самооценки и развития это важно. Получают опыт общения и со зрителями, и между собой. Работа творческая есть и со стороны детей, когда они сами могут что-то предложить.

«Карлсон возвращается»

На подготовку спектакля уходит целый год. Для каждого нужно написать сценарий, подобрать роль так, чтобы она подходила ему с учетом особенностей характера, состояния здоровья.

За время работы театра зрители увидели постановки «Колобок», «Карлсон возвращается», «Простоквашино», «И снова Хоттабыч» и др. Это спектакли не совсем обычные. Они с психотерапевтическим эффектом – как для самих актеров, так и зрителей. В «Карлсоне» родители Малыша вместе с детьми забираются на крышу и вспоминают детство, становясь ближе… А сюжеты двух последних спектаклей придуманы Галиной Долгаревой – их не увидишь ни на одной сцене.

Причем у «Метода Фомса» – забавной истории про то, как в маленьком городке пропадают различные мелочи – подушечка, стеклянные бусы, – даже появилась телеверсия. И юные актеры с удовольствием поделились своими впечатлениями.

– Я исполняю роль миссис Линдстон, домохозяйки, слежу за домом, – говорит Анастасия. – Она ухаживает за главными героями, варит им еду. Мне эта роль очень нравится, между сценами я еще пою.

Рядом с ней – София Дмитриева, которая играет роль серьезного инспектора.

– Он не очень удачливый, – улыбается девушка, – всегда отвлекается на сладкое, разные пирожные, булочки. – И это мешает ему работать, поэтому в основном расследует преступление Шерлок Фомс. Помимо театра я учусь в центре подготовки церковных специалистов в Архиерейском доме. Поэтому немножко трудновато, но стараюсь совмещать. Мне очень нравится играть, это помогает развиваться. Вообще наше огромное желание – сделать мир краше, лучше. Очень хочется, чтобы наши спектакли дарили людям свет наших сердец, чтобы этот свет касался их души и вдохновлял на добро.

Конечно, в таких постановках есть немало нюансов, которые приходится учитывать. Непросто работать, когда за кулисами – сразу пять колясочников. Но когда они выходят на сцену – происходит какое-то чудо, и зритель видит прежде всего актера, тот образ героя, который он создает. И этому в немалой степени способствуют мастерски подобранные костюмы, музыка, потрясающие декорации.

– Если бы был конкурс по сценографии, мы бы однозначно брали все первые места, – говорит Галина Долгарева. – У нас все декорации очень сложные, с резьбой, витражами. И все это сделано руками самих родителей.

Галина Долгарева с большой благодарностью отзывается о детском реабилитационном центре «Радуга», где выделили помещения для работы и очень душевный коллектив.

Вообще постановка спектакля – это процесс насколько радостный, настолько и трудоемкий. Подготовить костюмы, декорации, выучить роли с актерами. И все это без всякого финансирования извне.

Основательница театра честно признается, что порой не выдерживает и говорит себе: все, это последняя пьеса. Но потом видит глаза детей, лица тех, кто сидит в зрительном зале, и понимает: продолжать все-таки надо.

И потом, есть же еще родители. Те самые, которые с удовольствием клеят, шьют, продумывают декорации, вяжут крючком уютные розовые сервизы… и у которых мысли о судьбе их детей никогда не выходят из головы.

– Я точно знаю, что так, как они смеются здесь, они не смеются нигде, – говорит Галина Долгарева. – А у кого-то есть еще ребенок в куда более тяжелом состоянии, чем тот, что выходит на сцену в коляске.

История театра «Конфетти» не только про то, что в каждом человеке – сколько бы диагнозов ни было перечислено в его медкарте, обязательно есть потенциал. Но и про то, что, если вокруг пока тьма, можно взять и зажечь огонь, от которого будет тепло и светло не только тебе, но и другим тоже.

«Особый почерк»: отзыв о спектакле «Метод Фомса»

Валерий БЕШЕВЛИ, композитор:

Что самое главное, ваш спектакль несет новую идею, раскрывающую тайну творчества, в основе которого лежит свой взгляд на мир. Вы все потрясающе исполнили свои роли. Меня как композитора удивила музыка, подобранная к спектаклю, и то, как были исполнены музыкальные номера. У вас хорошие помощники, которые подготовили и декорации, и костюмы, все было органично, в одном стиле. В вас уже ощущается и профессионализм, и особый почерк театра «Конфетти».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
3 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: фронтовая дружба
«Где же вы сейчас, друзья-однополчане, боевые спутники мои?» – спрашивает герой лиричной и когда-то очень популярной песни. Астафьев знал ответ
Без рубрики
3 мая 2024
Северный морской путь – уникальная трасса во льдах
Северный морской путь (СМП) – судоходный маршрут в Российской Арктике. Его можно отнести к достопримечательностям Красноярского края. Ведь он не
Без рубрики
3 мая 2024
Как решилась проблема с отходами лесопиления в Канске
Канский район считается одним из ведущих в сфере лесопереработки края. Но районный центр стал известен на всю страну не своими