Необычное новоселье отпраздновали в Березовском районе. Трое взрослых мужчин поселились в отремонтированной «двушке», чтобы научиться мыть полы, варить суп и самостоятельно просыпаться по будильнику на работу… Появление тренировочной квартиры – шанс на более успешную социализацию пациентов Маганского психоневрологического интерната, которые хотят добиться дееспособности и начать новую жизнь – уже за пределами учреждения…
«В добрый путь!»
Квартира на втором этаже кирпичного дома еще несколько месяцев назад представляла собой печальное зрелище. Сейчас там идеально выровненные стены с новыми обоями, в каждой комнате – большой телевизор.
Удалось найти партнера, который помог с финансированием: было выделено около миллиона рублей на ремонт и оснащение, – рассказывает Надежда Болсуновская, руководитель общественной организации «Право на счастье», которая занимается поддержкой людей с инвалидностью. – Очень хочется, чтобы благодаря квартире ребята с ментальными нарушениями смогли стать самостоятельными и вести такой же образ жизни, как и все мы. Надеемся, что дальше сможем использовать полученный опыт в рамках этого проекта в других учреждениях.
Первым жильцам – Виктору, Александру и Алексею – адаптироваться к повседневной жизни со всеми ее бытовыми сложностями будут помогать социальные педагоги и психологи.
В добрый путь! Пусть все получится! – тепло напутствовал их Илья Зайцев, депутат Законодательного собрания Красноярского края, присутствовавший на открытии нового тренировочного пространства.
Ребята уже трудоустроены в самом интернате. По словам его сотрудников, каждый день они ходят на работу. Жарить картошку и варить пельмени, стирать уже обучены. Но вот с платежками по жилищно-коммунальным услугам пока сталкиваться не приходилось. Это еще впереди.
Хочу начать обычную жизнь, у меня есть квартира в Минусинске, там ждет сестра, хочу восстановить дееспособность, создать семью, – делится своими планами мужчина. – Ну и на работу устроиться, по специальности я плотник.
Такой жизненный путь – мечта многих жильцов психоневрологических интернатов. Но большинство из них имеют серьезные диагнозы, которые исключают самостоятельное проживание. А если человек лишен дееспособности – он по правам приравнен к ребенку, все значимые решения за него принимает опекун. И вернуть статус полноценного человека непросто.
На первом этапе – частичное восстановление дееспособности, когда человек может самостоятельно распоряжаться деньгами, совершать небольшие покупки со своей зарплаты без разрешения опекуна, – рассказывает Виктор Заблоцкий, директор Маганского психоневрологического интерната. – И потом требуется судебное решение для уже полного восстановления дееспособности. Но такие случаи в практике учреждения единичны – не более 2–3 человек за всю историю существования. Это процесс очень сложный. В 2020 году мы подавали 14 исков, всего три человека частично смогли восстановить дееспособность.
Хочется надеяться, что у жильцов новой тренировочной квартиры все получится.
Несколько таких квартир уже действует на территории края.
А в Москве, к примеру, недавно открылось учебно-тренировочное общежитие центра сопровождаемого проживания. Специалисты готовы обучать самостоятельности одновременно 60 человек с разными диагнозами. В перспективе кто-то сможет покинуть стены интерната навсегда, а кто-то – перейти в интернатные учреждения нового типа, где человек живет под постоянным присмотром специалистов, но более уединенно и комфортно.
Все непросто
К сожалению, примеров таких «доброжелательных» учреждений пока немного.
И это огромная проблема для тех, у кого подрастает ребенок с расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна, различными интеллектуальными нарушениями.
Обычно родителям страшно подумать, что ребенок может умереть раньше них, мы же мечтаем о том, чтобы наши дети нас не пережили, – грустно шутят они.
Для таких семей открытие тренировочной квартиры для ментальных инвалидов – не просто новость из телевизора, а робкая надежда на лучшую участь для собственных сына или дочери. Им очень хочется, чтобы у нас в стране изменилась законодательная база, – первые шаги уже сделаны, и вместо интернатов появились новые пространства для людей, где они могли бы жить отдельно, но под контролем специалистов.
После ухода родителей их некому будет опекать – и взрослому человеку в 35 или 40 лет придется из дома, где о нем заботились, переехать в специальное учреждение, – говорит Анна Маркевич, директор АНО «Социальная усадьба «Добрая». – Такие резкие изменения неизбежно приведут к поведенческим проблемам. Кого-то из них придется перевести на препараты, других, возможно, не смогут даже оставить и отправят в психиатрическую больницу, потому что в интернате нет возможности обеспечить индивидуальный подход. В любом случае это будет уже не жизнь, а просто доживание.
Чтобы избежать такого сценария, уже несколько лет в Емельяновском районе работает особое пространство – социальная усадьба «Добрая», созданное при помощи самих родителей. Когда-то они купили землю и решили построить здесь дома для своих особых детей. Жить в городских условиях им тяжело.
Здесь же они обучаются различным навыкам самообслуживания. Казалось бы, зачем это тем, кто и так с рождения живет в семье? Это в интернате, где все делают повара, уборщицы, нянечки, даже имеющиеся бытовые умения легко атрофируются. А дома ребенок с малых лет подражает родителям. Но не все так просто.
Особенности здоровья влияют на отношения, и дети часто считают родителей обслуживающим персоналом, – поясняет Анна Маркевич. – Моему сыну 25 лет, и он не воспринимает меня как учителя, все попытки вызывают выраженный протест, а вот посторонних людей он слушает. И это не редкий случай.
Проекты АНО «Социальная усадьба «Добрая» неоднократно получали финансовую помощь от государства. Сейчас здесь реализуется проект «Особая занятость» – работают мастерские для изготовления резных свечей – это хорошо развивает мелкую моторику, влияющую на память и речь, – птичник и мини-оранжерея для людей с ментальной инвалидностью.
Всего лет десять назад о таком нельзя было даже мечтать. Но сейчас все говорят уже о следующей, пока непокоренной вершине, к которой нужно стремиться, – домах сопровождаемого проживания квартирного типа для инвалидов с различными нарушениями. Такие уже есть в Санкт-Петербурге – большие по площади, где продумана каждая мелочь – вплоть до места для мытья инвалидных колясок. Люди живут под присмотром специалистов – и в то же время у них есть настоящий дом.