Фото Ольги Разумовой Ежегодно в крае фиксируются десятки происшествий с беспечными туристами. На их спасение уходят колоссальные суммы, привлекается авиация, суда, сотни специалистов.  Но ведь затраты можно существенно снизить, а работу спасателей облегчить, если любители экстрима будут сообщать о маршруте, готовиться к походу и продумывать пути отхода. В Госдуме предлагают навести в этой сфере порядок – не исключено, что горе-путешественников можно будет наказывать рублем.

Кто не рискует...

По информации Сибирского регионального центра МЧС, базирующегося в Красноярске, в нашем крае, Забайкалье, Туве, Хакасии и Приангарье ежегодно проводится около 200 операций по спасению туристов и рыбаков – половина случаев связана с так называемыми дикими, или незарегистрированными группами. За пять лет погибли 26 человек и 78 травмировались.

Фото Ольги Разумовой

По словам руководителя Сибирского поисково-спасательного отряда МЧС России Александра Кресана, среди наиболее популярных у экстремалов и оттого проблемных территорий нашего края труднодоступные северные районы, Саяны и плато Путорана. Даже зная координаты терпящих бедствие, спасательная операция здесь отнимает много времени, сил и средств из-за отсутствия нормальной транспортной инфраструктуры. Отсутствие достоверной информации о координатах, составе группы еще более усложняет и затягивает весь процесс.

Александр Кресан приводит в пример трагический случай с группой водников на притоке Подкаменной Тунгуски – реке Северная: плот перевернулся, несколько человек выплыли, трое погибли. Живых искали долго, трупы еще дольше и нашли совсем в другой реке – Енисее. Площадь поисковой операции – несколько сотен квадратных километров. Понадобилось привлечение вертолета, лодок, наземных групп.


В прошлом году на Камчатке двух человек искали в течение двух недель три вертолета, 10 морских судов, почти 80 машин и полтысячи человек. В итоге удалось найти лишь тело одного из пропавших. Они не сообщили о своем путешествии в Авачинский залив, нарушив правила навигации. Можно предположить, что каждая такая поисковая операция обходится в несколько миллионов рублей.

В Сибирском региональном центре МЧС не считают, сколько уходит на поиски и спасение людей, но приблизительно можно прикинуть. Только за восемь месяцев этого года вертолет Ми-8 привлекался для спасения 26 раз, его налет составил почти 120 часов – это более 15,5 млн рублей, учитывая, что час работы воздушного судна обходится в 130 тысяч рублей.

Тут можно все

По словам Александра Кресана, в других странах уже давно существует набор четких правил для туристов: выйти на маршрут можно только при наличии соответствующей подготовки и оборудования. Новичок не может без сопровождения инструктора пойти в лавиноопасный район, а дайвера не подпустят к оборудованию для погружения без корочек международного образца. Если поймают с поличным, такого горе-туриста ждет большой штраф, а организатора – лишение лицензии.

Фото Ольги Разумовой

Потому-то европейские и американские экстремалы едут в Россию – тут «можно все». Захотел в закрытый из-за непогоды или лавин район? Пожалуйста – тебя в любом случае спасут, ну а после разве что пожурят. На практике даже отечественные туроператоры не особенно пекутся о безопасности VIP-клиентов. Случаев, когда иностранцев приходится снимать с горы, вытаскивать из тайги, откуда их не может вывести собственный гид, достаточно. По статистике МЧС, каждый второй руководитель группы в России даже представления не имеет об элементарных правилах поведения в путешествии. И это касается как экстремальных экспедиций, так и походов выходного дня с детьми.

Фото Ольги Разумовой

Именно поэтому группа депутатов Госдумы вышла с инициативой о необходимости навести порядок в этой сфере, хотя пока неясно, какие именно наказания могут ожидать туристов или организаторов.

– Сибирь – это не место для увеселительных прогулок. Очень беспокоит рост происшествий, связанных с дикими туристами, которые без должной подготовки, без предупреждения соответствующих служб уходят на опасные маршруты, а потом десятки спасателей бегают в поисках по горам. Если в этом вопросе навести порядок, то ресурсы государства могли бы быть использованы более рационально, – говорит один из инициаторов изменений депутат Госдумы Николай Будуев.

На самом деле нашим законодателям не нужно выдумывать велосипед. Кресан отмечает, что во времена СССР подобные правила действовали в стране и четко исполнялись. Все помнят резонансный случай, когда группа туристов погибла по непонятным причинам на перевале Дятлова в 1959 году. Именно после этого в стране начали вводиться правила для путешественников, появились федерации, требования к оборудованию и т. д.

Фото Андрея Кудрявцева

Если бы туристы соблюдали известные правила, это уже сегодня существенно улучшило бы ситуацию. Нужно всего-то сообщить о выходе спасателям, посмотреть сводку погоды, чтобы не попасть в опасный или закрытый район, застраховаться. К примеру, страховка, обеспечивающая покрытие в 30 тысяч долларов, обойдется туристу примерно в две с половиной тысячи рублей.

Фото Ольги Разумовой

Коммерческий директор одной из турфирм Александра Плотникова говорит, что для наведения порядка в сфере дикого туризма нет нужды вводить новые наказания – достаточно лишь исполнять действующие законы:

– Сегодня существует внушительный набор статей Уголовного кодекса – об оставлении в опасности, причинении смерти по неосторожности и т. д. И все они применимы к различным ситуациям, которые сплошь и рядом случаются с нерадивыми туристами и организаторами. Другое дело, что в туристической сфере действительно нет внутренних четких критериев, понимания, что такое хорошо. Ведь люди лезут в дебри вовсе не потому, что целенаправленно хотят нарушить, они просто не знают, им никто не говорил. Потому своеобразный кодекс туриста не помешает. Нужно только, чтобы это был не просто набор полезных советов, а растиражированный и принятый на уровне профильных союзов и спортивных объединений документ – участие в разработке и поддержке должны принимать туроператоры, спортивные федерации туризма, турклубы.

Фото Андрея Кудрявцева

По мнению Плотниковой, такой подход к безопасности помимо наведения порядка в сфере помог бы привлечь в наш регион дополнительные потоки туристов. Ведь Сибирь интересна не только экстремалам, но и обычным путешественникам, которые ценят комфорт и безопасность.


Руководство к действию

Фото Ольги Разумовой

Сообщать о выходе на маршрут нужно не позднее 10 дней до старта и непосредственно перед выходом в краевое учреждение «Спасатель» по телефону 8 (391) 241-42-36. Также можно сообщить в районное подразделение пожарной охраны или посты спасателей, расположенные в наиболее популярных среди туристов местах. В Ергаках такие посты расположены прямо у автодороги.

Необходимо информировать о продолжительности выхода, деталях маршрута и составе группы. Все эти данные понадобятся при организации эвакуации. Сами туристы могут получить в МЧС консультации по технике безопасности, о погоде или актуальных опасностях на маршруте.

В течение похода нужно сообщать по телефону или другим способом о прохождении заранее оговоренных контрольных точек. В случае отсутствия сеанса связи принимается решение о начале спасательных работ.

Помните: если своими силами проблему решить не удается, связь отсутствует, за подмогой отправляют двух наиболее подготовленных участников группы. Остальные остаются на месте.

Учитывайте, что информировать о походе вы обязаны по закону, если идете в труднодоступную местность, на водный, горный, спелеологический или другие объекты, связанные с повышенным риском для жизни и здоровья. Обязательно нужно сообщить о выходе с маршрута.

№ 71 / 1054


Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения