Борьба за уважение к интеллектуальной собственности, изначально занятие вполне благородное, сегодня – зона двойных стандартов и самого натурального ханжества. Это, кстати, помогает пиратам – изготовителям и распространителям контрафактных носителей информации (книг, аудио- и видеодисков, программного обеспечения) – в некоторых случаях изображать из себя идейных, благородных разбойников.
Упрощая: одним из условий вступления страны в ВТО является ощутимая защита авторских прав. Иначе говоря, широкая практика уголовного преследования пиратов. Когда несколько лет назад случились точечные наезды правоохранителей на склады поддельных дисков или закрытие (на пару дней, до переезда на новый сервер) пиратских интернет-сервисов, отдельные граждане взвыли. Дескать, свободное распространение информации приносят в жертву возможному членству России во Всемирной торговой организации. Мы в ней.
И что, скажите мне, изменилось? Как продавались нелицензионные диски, так и продаются. Как скачивали тексты, игры, музыку, кино в Интернете, так и скачивают. Как недополучали издатели, авторы и иные правообладатели свою копеечку от каждого скачивания, так и недополучают… Стоп! Тут открывается простор для интерпретаций. Подразумевается, что если человек скачал из Интернета, скажем, книгу, то это оттого, что ему жалко денег на ее покупку. И, не скачай он ее, он непременно бы ее купил. С какой стати? Мог бы вообще не читать или взять в библиотеке, у друзей.
Есть масса случаев, когда человек покупает лицензионный продукт, но от этого правообладатель не получает ничего. Пример из личной практики. Недавно по Интернету я приобрел насквозь легальную пластинку норвежского саксофониста Яна Гарбарека, 1978 года. Продавец – частное американское лицо, которому и ушли мои 20 долларов. Половину из них получила почта США за то, что отправила пластинку в Красноярск. Как видим, ни Ян Гарбарек, ни издатель этой пластинки, глава фирмы грамзаписи ЕСМ Манфред Айхер (дай бог обоим здоровья!), не получили от меня ни цента. Следуя логике отдельных борцов за копирайт, я ограбил любимого музыканта. Знать бы еще, на каком этапе это случилось…
Я предпочитаю традиционные носители, покупаю книжки и диски. Но не хочу показаться святее самого папы – бывает, что и скачиваю. В большинстве случаев от невозможности другим способом раздобыть музыку или фильм.
Много шуток есть про мир тотального копирайта, где все библиотеки существуют на положении воровских «малин», а купленную музыку может слушать лишь тот, кто за нее заплатил, в наушниках, чтобы никто не приобщился на халяву.
Потреблять контрафакт нас толкает не вредность разбойная, а развитие средств коммуникации. Обычно нам совершенно не интересно, насколько легален информационный продукт. Нет привычки. Раньше кроме пиратской продукции другой почти не было. С книгами отдельная история: человек, купивший современную электронную «читалку», при всем желании не сможет закачать туда полностью легальную библиотеку. Рынка виртуальных книг у нас нет. Тут уместно кивнуть на зарубежный опыт – там монетизировать интернет-пространство начали параллельно его распространению. У нас же лето красное пропели. И то, что физических носителей информации становится все меньше (компакт-диски уже практически не выпускаются), для отечественных правообладателей – трубный зов. Но никак не новые территории для ведения бизнеса.
Кстати, о зарубежном опыте. В США давние пиратские традиции. Своим феноменальным успехом в Америке трилогия Толкиена «Властелин колец» обязана пиратскому изданию в мягкой обложке. Великий сказочник был не слишком рад.
Что до отечественных литераторов, тут анекдотичная ситуация. Серьезные писатели к новым тенденциям в массе своей лояльны. Многие сами выкладывают в Сеть свои тексты – реклама бумажных книг.
Самый отсталый писательский класс, как ни парадоксально, те, кому по законам жанра положено предвосхищать будущее. Писатели-фантасты. Причем здесь прямая закономерность – чем большую ерунду производит автор, тем сильнее он бесится оттого, что его книги скачивают. Василий Головачев недавно в полемическом запале заявил: «Если честно, я бы всех пиратов поставил к стенке и расстрелял, даже не глядя, что у них есть дети, матери…» Высказывание Головачева – еще сравнительно корректное.
Его коллега из Риги (совершенно широкой публике не известная, что не мешает ей считать себя обокраденной) активно выступает против пиратов. При этом каждая третья запись у нее в блоге – о просмотренных фильмах. Посты традиционно начинаются с фразы: «Скачала то-то». Скачать ей, естественно, помог Веселый Роджер. Пятнадцать человек на сундук мертвеца. И бутылка рома.