Комитет Законодательного собрания края по здравоохранению и социальной политике называют сложнейшим. Вопросы, которые рассматриваются на его заседаниях, поправки и проекты законов касаются всех и каждого – молодых и не очень, пенсионеров и работающих. Тем весомее цена депутатского решения, тем больше ответственность – особенно в ситуации напряженного бюджета. О проблемах здравоохранения и социальной политики, этих двух, наверное, самых «человеческих» отраслей – наш сегодняшний разговор с руководителем комитета, депутатом ЗС Юрием ДАНИЛЬЧЕНКО.
Ничего не упустить
– Юрий Михайлович, от согласованных действий исполнительной и законодательной власти зависит очень многое. Тем более в направлениях, которые курирует комитет. Удается выстроить диалог?
– Мы тесно работаем и с министерством социальной политики, и с минздравом. Я вхожу в коллегию министерства здравоохранения края, являюсь членом территориального фонда обязательного медицинского страхования. Поэтому мне как депутату достаточно легко ориентироваться во всех вопросах, связанных с охраной здоровья в регионе.
– И какой из них на сегодняшний момент можно назвать первостепенным?
– Сейчас идет процесс формирования краевого бюджета на 2015 год и последующий период. Бюджет сложный – на покрытие всех расходов не хватает 18 млрд рублей. Вместе с профильным министерством бьемся буквально за каждую копейку. Удалось защитить и провести мою поправку о выделении 200 млн рублей на дальнейшее развитие высоких медицинских технологий. Деньги нужны на расходные материалы, на покупку дополнительного оборудования.
– Но ведь, насколько я знаю, технологический парк в рамках модернизации отрасли обновился, и значительно.
– Это так, но теперь его нужно сохранить. Да, край получил самую современную и многофункциональную технику. Магниторезонансные, компьютерные томографы, аппараты для УЗИ разных типов, многое другое. Однако на многое заканчивается гарантийный срок эксплуатации. Задача депутатов и специалистов министерства – не допустить остановки оборудования. Нужно искать средства (и частично мы это уже сделали) для ремонта, качественного обслуживания. В особенности это касается краевого онкологического центра. Его первая очередь уже введена в строй, оборудование закуплено и работает. Выделены средства на строительство второй очереди – поликлиники, пищеблока, реконструкции радиологического корпуса.
– Как вы оцениваете результаты реорганизации отрасли – когда все муниципальные учреждения здравоохранения передали в краевую собственность?
– По этому поводу были разные мнения. Уверен, что реорганизация позволит развивать отрасль сбалансированно, принимать оперативные и эффективные управленческие и финансовые решения, системно контролировать процессы оказания медицинских услуг.
В крае сформировалось четыре уровня оказания медпомощи: фельдшерско-акушерские пункты – районные больницы – межрайонные медицинские центры – краевые высокотехнологичные учреждения. Мы считаем, что еще больше внимания сейчас надо уделять звену, которое ближе всего к людям, – ФАПам. В серьезном обновлении нуждаются около 60 таких пунктов по краю. Разработан типовой проект модульного ФАПа стоимостью 2 млн рублей. Они придут на смену пунктам, расположенным в квартирах, старых, неприспособленных домах. Будет заменено оборудование – чтобы человеку могли не только давление измерить, но и оказать первичную медицинскую помощь. А дальше фельдшер уже определит, нужно ли направлять пациента в ЦРБ. И далее – по всей цепочке.
– Систему выстроили, но врачей по-прежнему не хватает – и на селе, и в городе. Как с этим быть?
– Кадровый вопрос – проблема проблем. Нехватка медицинских специалистов у нас в крае составляет порядка 50 %. Отсюда – очереди, хронические заболевания… Мы видим выход, и на это, кстати, обратил внимание губернатор Виктор Толоконский, в развитии государственно-частного партнерства.
Необходимый опыт у нас уже есть. На принципах аутсорсинга в крае создана и действует система гемодиализа. Инвесторы оснастили медучреждения соответствующим оборудованием, а краевой бюджет за каждого больного возмещает им определенную сумму. Окупаемость такого проекта – 8–10 лет. Для края он очень выгоден, потому что не нужно сразу вкладывать в это дело миллионы рублей. Тем более впереди у нас Всемирная зимняя универсиада. Пункты травматологии, центры восстановительной медицины – здесь частно-государственное партнерство способно проявить себя эффективно и с пользой для всех.
Единственное, на что мы обращаем внимание профильного министерства, – в этой области нужна внятная и предсказуемая политика. Частник, который вкладывает свои деньги в создание таких центров, должен быть уверен, что рядом «случайно» не окажется другое подобное учреждение, которое не позволит ему окупить затраты. Второе – он должен четко понимать, что в течение всего срока окупаемости проекта будет действовать соответствующий договор с министерством, в котором четко прописано: стоимость каких услуг частично возместит ФОМС, а на чем можно зарабатывать самостоятельно. Считаю, что такая форма взаимодействия государства и бизнеса имеет право на существование не только в краевом центре, но и в других городах края.
Сохранить подходы
– Второе направление, которое курирует комитет, касается социальной сферы. Сложно ли было отстаивать «социалку» в условиях, когда бюджет принимается с дефицитом?
– Социальная направленность нашего главного финансового документа выстраивалась и действует вот уже десять лет. Мы всегда этим гордились. Недавно избранный губернатор Виктор Толоконский поставил задачу: несмотря на все сложности, такой подход должен действовать и впредь. Так что над бюджетом мы работали вместе с исполнительной властью и в одной логике. Чтобы те льготы, которые получало население края, были сохранены.
Более того – губернатор внес на рассмотрение депутатов свой вариант закона о детях войны. Как известно, было три варианта этого документа. Все они рассматривались на заседаниях нашего комитета и вызвали шквал мнений. По итогу обсуждений комитет принял решение: мы не можем только вдесятером рекомендовать к принятию такой знаковый документ. Потому и предложили выйти с ним на сессию: пусть каждый из 52 депутатов Законодательного собрания определится, какой закон для него приемлем.
Большинством голосов прошел закон губернатора. На мой взгляд, он наиболее справедлив, потому что касается детей-сирот военной поры. Тех, чьи отцы и матери погибли на полях сражений Великой Отечественной. Все-таки им было гораздо тяжелее своих сверстников, чьи родители дожили до Победы. 218 млн рублей заложено в проект этого закона. Идет его доработка. 1 декабря закон выйдет на второе чтение.
Исправить ошибки
– Вы – депутат-одномандатник от Березовского избирательного округа. Часто там бываете?
– Постоянно.
– Недавно в Березовку съездили и мы с фотокорреспондентом, посетили местную коррекционную школу. Очень сильный директор, дети сыты, одеты, учатся, занимаются спортом. Такое ощущение, что и во всем районе проблем никаких нет.
– Говорить, что у нас везде все хорошо. неправильно. Очень многое зависит от местной власти. Там, где глава администрации «шевелится», где он доказывает, где он отслеживает ситуацию, там у нас порядок. Возьмем Дивногорск. Здесь власть людей слышит и помогает им. Спонсоров привлекает. И другой пример, касающийся Манского района. Приезжаю туда, а мне жалуются – зарплата учителей упала, все плохо. Начинаем разбираться. Оказывается, местные власти в течение полугода переплачивали своим учителям, вышли за нормы, теперь приходится «возвращаться» в бюджет, где все рассчитано. Вот такие ошибки и приводят к недовольству людей.
В Сосновоборске ко мне на прием приходят всего по 5–6 человек в день. Это говорит о том, что власть действует и решает задачи. Приезжаю в Березовский район – там до 40 человек, масса телефонных звонков. И вопросы-то какие: вот тополь надо убрать, потому что он наклонился и может рухнуть. Вот печь дымит, у другого крыша течет… Спрашивается, местная власть куда смотрит?
Скоро наступит 2015 год, в муниципальных образованиях пройдут выборы. Хочется, чтобы к руководству местными органами самоуправления пришли адекватные, грамотные, болеющие за народ, который их избрал, люди. Когда местная власть, краевые депутаты и правительство региона работают в едином ключе – по силам оказываются любые, даже очень сложные задачи.