Освободят от сбора лишь автоконцерны, которые производят авто в нашей стране, но только на модели внутренней сборки. Особо почувствуют на себе нововведения те, кто ввозит в Россию автохлам (технику старше 20 лет). Утилизационные ставки в этом случае могут быть выше цены таких автомобилей. Авторы инициативы объясняют это тем, что Россия не должна превращаться в кладбище б/у машин со всего мира. По расчетам Минпромторга и Минэкономики, для новых легковых машин сбор составит 20–45 тыс. руб. в зависимости от объема двигателя, для грузовиков – 150–400 тыс. руб. в зависимости от тоннажа. Диапазон ставок для подержанной техники – 40–600 тыс. руб., на грузовики – еще выше. Импортеры автотранспорта будут платить сбор деньгами, а российские и работающие в России производители лишь предоставят гарантии утилизации своей продукции.
Новые защитные меры вводятся как барьер на пути автохлама. Экологи неоднократно заявляли, что проникновение подержанных автомобилей из Европы, Юго-Восточной Азии является угрозой для наших городов. Более 50 % ввозимых подержанных машин не отвечают даже стандарту «Евро-0». Как отреагируют члены ВТО на подобные заградительные меры, неизвестно. Некоторые эксперты уверены, что сложности по этому вопросу неизбежны. Еврокомиссия уже неоднократно критиковала последние инициативы России по защите внутреннего рынка. Не одобряет Европа и введение утилизационных сборов, считая, что они могут пойти вразрез с российскими обязательствами по ВТО.