С 1 сентября 2024 года в российских школах начнет действовать новый учебный курс под названием «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Этот предмет представляет собой эволюцию прежнего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и включает в себя как элементы гражданской обороны, так и расширенную программу начальной военной подготовки. В рамках ОБЗР школьники будут осваивать базовые навыки военной службы, в том числе такие, как строевая подготовка, оказание первой медицинской помощи.
Аргументы сторонников и противников
Сторонники внедрения ОБЗР подчеркивают его необходимость в условиях текущей глобальной нестабильности и возникающих угроз. Они уверены: в условиях неопределенности и возможных конфликтов важно подготовить молодежь к вызовам времени, повысить уровень патриотического воспитания и осознания своей роли в защите страны. Министр просвещения Сергей Кравцов акцентирует внимание на том, что навыки, приобретенные на уроках ОБЗР, окажутся полезными не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
Андрей Картаполов, председатель комитета Госдумы по обороне, поддерживает введение нового предмета, отмечая, что это способствует формированию у молодежи чувства ответственности за свою страну и осознания важности военной службы. По его мнению, начальная военная подготовка поможет развить гражданскую позицию и готовность к службе в армии, что особенно актуально в условиях современных глобальных вызовов.
Его коллега красноярец Юрий Швыткин неоднократно подчеркивал важность начальной военной подготовки для будущей службы в вооруженных силах:
– Все мы помним – люди моего возраста и старше, и младше многие, – как мы занимались начальной военной подготовкой, получали базовые знания, имели пусть первоначальные, но представления, которые потом положительным образом отложились во время службы в Вооруженных силах РФ.
Юрий Швыткин уверен, что начальная военная подготовка закладывает важные основы, которые существенно влияют на успешное выполнение военных обязанностей в будущем.
У новой программы есть и противники, которые сомневаются в целесообразности ее введения, заявляя, что вместо этого стоит сосредоточиться на развитии гуманитарных и научных дисциплин. Хотя как одно может помешать другому, не объясняют.
Исторический опыт
В Советском Союзе начальная военная подготовка (НВП) была внедрена в школьную программу в 1939 году. Этот курс стал частью системы всеобщей воинской обязанности и был ориентирован на подготовку молодежи к военной службе. Изначально НВП охватывала учащихся с 5-го по 7-й классы, но впоследствии была расширена и на старшие классы. С 1967 года, после принятия нового закона о всеобщей воинской обязанности, курс НВП стал обязательным для всех старшеклассников и охватывал широкий спектр тем: от строевой и огневой подготовки до оказания первой помощи и защиты от оружия массового поражения. Эти занятия способствовали не только развитию практических навыков, но и формированию патриотизма и готовности служить Родине.
Особую значимость военная подготовка школьников приобрела во время Великой Отечественной войны.
Старшеклассники начали проходить 110-часовой курс, в рамках которого осваивали основы военной службы, такие как рытье окопов, стрельба из винтовки, использование противогазов и ручных гранат, а также оказание первой медицинской помощи.
В младших классах военно-физическая подготовка была интегрирована с физкультурой: занятия проводились в форме военных игр и строевых упражнений, что способствовало укреплению здоровья и развитию физических навыков.
Юноши проходили более сложные курсы по огневой и тактической подготовке, в то время как девочки осваивали навыки работы со средствами связи и оказания первой помощи.
В те годы, несмотря на сложности и нехватку ресурсов, система показала свою эффективность, создав армию из подготовленных и мотивированных солдат, а также обеспечив необходимую моральную и физическую поддержку фронту.
Упадок военной подготовки в России
После распада Советского Союза начальная военная подготовка в российской образовательной системе претерпела значительные изменения. В 1990 году курс НВП был переименован в допризывную подготовку и вскоре практически исчез из школьных программ. С тех пор акцент в образовательной системе сместился в сторону гуманитарных и научных дисциплин, а военное воспитание стало частью факультативных занятий и внеурочной деятельности. Однако действительность показала, что учить защищать страну надо с детства.
В школах других стран
В разных странах начальная военная подготовка имеет свои особенности и может значительно варьироваться. Например, в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Туркменистане и Узбекистане военное воспитание молодежи является частью образовательной системы и нацелено на развитие навыков, необходимых для защиты страны. В Израиле подготовку старшеклассников к службе в армии координирует молодежная военизированная организация.
Особое внимание стоит обратить на ситуацию на Украине. В последние годы страна стремится превратить себя в огромную ЧВК, адаптируя образование к требованиям современной войны. Недавно депутаты Верховной рады Украины во втором чтении одобрили законопроект, который введет начальную военную подготовку в образовательную программу для учеников средних и высших учебных заведений. Новый предмет будет называться «Защита Украины», а его программу разработают министерство образования и науки Украины в сотрудничестве с министерством обороны. Этот курс станет обязательным, как математика и украинский язык.
По имеющейся информации, вместо традиционной допризывной подготовки будет внедрена начальная общевойсковая подготовка, насыщенная идеологическими элементами. Учебный процесс не только научит учащихся обращаться с оружием, но и объяснит, за какие «ценности» следует отдать свою жизнь.
В этих условиях усиление военно-патриотической составляющей в российских школах представляется вполне адекватной мерой.