Этой осенью в Красноярском крае появится уникальная ферма. На Таймыре рядом с поселком Волочанка местный предприниматель решил разводить и одомашнивать овцебыков. Мы станем первой территорией в России, где дикие доисторические животные будут жить в естественных условиях и приносить пользу человеку.
Обнулил – и все начал заново
Денис Теребихин – человек, известный на Таймыре. 33 года прожил в Норильске: был крупным предпринимателем, возглавлял несколько компаний. Но потом бизнес продал и ушел в чиновники. Занимался поставками в торговле и системе образования.
А затем задумался об изменениях в жизни.
Предложили на год-два возглавить школу в отдаленном арктическом поселке Волочанка: укрепить материальную базу, подтянуть учителей. Согласился. И шесть лет возглавлял это небольшое учебное заведение.
Создал лучший в России кабинет Юнармии (сам Шойгу ему помогал), открыл компьютерный класс, отремонтировал здание школы (но она сгорела в начале августа). И снова перемены – год назад освободил и это кресло. Задумал развивать в усть-авамской тундре уникальный проект по одомашниванию овцебыков.
– Я легко переключаюсь, – говорит Денис Теребихин. – Люди терпят, чего-то ждут. А я беру и переключаюсь. Обнулил – и все начал заново. Мне бы хотелось сделать что-то действительно важное.
А где это делать, как не в Волочанке, куда и добраться-то можно только вертолетом из Норильска? Развивать этот кусочек тундры он считает своим делом. Хоть и нет у него здесь своего жилья (семья ютится в школьном общежитии), бытовые трудности не угнетают.
– У меня здесь семья сформировалась, – объясняет Денис. – В Волочанку мы с женой приехали, а сейчас уже третьего ребенка ждем.
Он верит в успех своей идеи:
– Я думаю, проект станет брендом Красноярского края. Его фишка в уникальности. Никто в мире этого еще не делал: создать новую отрасль сельского хозяйства. Пусть и в таком маленьком варианте.
Из дикого сделают домашнего
Жена Дениса Насу – долганка родом из Сындасско. В детстве кочевала с родителями, которые занимались оленеводством.
Но это в тухарской и хатангской тундрах оленеводство сохранилось как традиционное занятие коренных малочисленных народов Севера. В усть-авамской – исчезло лет 30 назад. Да и людей, которые готовы были бы возрождать этот вид деятельности, в Волочанке не осталось. Нет таких и в семейной (родовой) общине КМНС «Хаски-Тыал», которую создали Денис и Насу вместе со своими родными.
– Мы подумали: тундра – это пастбище с суровыми климатическими условиями, но с различными растениями, где могут жить разные арктические животные. С оленем нужно кочевать, а мы к этому не готовы. Но есть еще овцебык, который в 1974 году был завезен в Арктику из Канады и прекрасно адаптировался. Это животное очень ценно своей шерстью, она в восемь раз теплее овечьей. И мы решили создать ферму овцебыков. Использовать ее и для общины, и для односельчан, и для развития территории.
По задумке Дениса, овцебыки в тундре будут на полувольном содержании. То есть спокойно гулять и пастись в просторном загоне недалеко от Волочанки. А люди станут их потихоньку приручать. Подкармливать, вести селекционную работу.
– Мы их с малолетства планируем приучать к человеку, – поясняет предприниматель. – Они, конечно, не станут домашними животными, как собаки или кошки, но научатся уважать людей, станут менее агрессивными.
О свирепости овцебыка легенды ходят. Говорят, его даже медведь боится: подденет рогами – мало не покажется. А фермеру необходимо, чтобы овцебык позволял не только подкармливать себя, но и раз в год вычесывать. Ведь главный продукт этой инновационной фермы – именно уникальная теплая шерсть.
Для этого в планах семейной общины «Хаски-Тыал» сделать специальные узкие загоны, куда овцебык заходил бы без боязни и позволял фермерам вычесывать себя специальными расческами.
Подобного опыта в России действительно нет. В Ямало-Ненецком автономном округе существует вольерный комплекс «Полярно-Уральский», где овцебыки просто живут, но одомашниванием их здесь не занимаются. Жители Волочанки опираются на иностранный опыт. Например, ферма овцебыков действует на Аляске. А это уже внушает уверенность – значит, можно работать с этим диким зверем.
Будем пробовать!
Этностойбище «Такер» – так официально называется проект Теребихиных – не только экспериментальная ферма. Направлен он на сохранение биоразнообразия усть-авамской тундры («Если снова выбьют всех овцебыков, как во времена СССР, что мы будем делать? Опять на поклон в Канаду пойдем?» – говорит фермер), экологического просвещения населения, а также развитие арктического туризма.
Кроме овцебыков на своей ферме Теребихины планируют поселить оленей и собак, чтобы местные ребятишки наглядно изучали традиционные промыслы. А приезжие могли бы понаблюдать за жизнью диких быков в естественной среде.
– Волочанку внесли в Арктический туристический кластер, а это предполагает, что мы должны развиваться. Что у нас смотреть? Вот овцебыки! – считает предприниматель. – Трудно добраться? А нам не нужно много гостей. Арктика не проходной двор, здесь природа ранимая. Туризм на Севере дорогой, только для мотивированных людей. Правда, инфраструктуру для размещения туристов создать пока не можем. Только в домашних условиях. Но будем пробовать.
Известность на весь мир
Первые овцебыки появятся в Волочанке в октябре. Уже есть договоренность с Полярно-Уральским вольерным комплексом на Ямале о выделении Красноярскому краю десяти телят. На днях губернатор региона подписал письмо главе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Доставят их на Таймыр вертолетом: на это заложены деньги в грант, который семейная община «Хаски-Тыал» выиграла в рамках государственной программы «Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов».
От государства арктический фермер получил 15 млн рублей, еще полтора миллиона добавил собственных средств. На это и планирует развиваться.
Впрочем, деньги – это полдела. Проект Теребихина долгоиграющий. Только через пять лет телята овцебыка достигнут половой зрелости и начнут размножаться. Так что первый продукт, шерсть, фермеры получат лет через 10. А до того момента надо как-то держаться.
Впрочем, Денис смело смотрит в будущее. Приехал в Красноярск, договорился со специалистами «Роева ручья», чтобы оказали помощь при транспортировке животных, организовал поставку кормов.
– Сейчас необходимо приступать к строительству загонов. Администрация Таймыра выделила нам 118 га земли, – перечисляет предприниматель. – Жители Волочанки уже ждут эту работу. Ведь это прямые инвестиции в население через нашу общину.
Благодаря ферме овцебыков в Волочанке действительно появится работа. Нужно строить загоны, развозить корма, ухаживать за животными. Да и супертеплая шерсть может стать настоящим брендом этого отдаленного поселка. Сейчас подшерсток овцебыков с удовольствием покупают в Швейцарии. Но в будущем, планирует Денис Теребихин, можно организовать процесс обработки шерсти, изготовления пряжи и вязания теплых вещей прямо здесь, на месте, в усть-авамской тундре. И приобрести известность на весь мир.
— Овцебык – ровесник мамонта. Животное, которое сохранилось в том виде, в каком существовало тысячи лет назад, уникальное и малоизученное. Я, когда продумывал строительство загонов, заинтересовался, способен ли овцебык преодолевать водные преграды. Никто не знает. Приводим в пример Илона Маска с его космическими машинами, а на земле даже не знаем, плавает ли овцебык!