Вчерашний манифест Свежие последствия крепостного права

Вчерашний манифест Свежие последствия крепостного права

Картина А. Д. Кившенко. ЧТЕНИЕ МАНИФЕСТА 1861 ГОДА АЛЕКСАНДРОМ II НА СМОЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ ВСАНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.1880 г.

Среди привычно отмечаемых годовщин начала марта – вроде смерти Сталина – обозначился полукруглый юбилей: 155 лет со дня отмены крепостного права в России.

Григоренко А Событие это, казалось бы, насколько давнее, настолько и изжеванное, тем не менее стоит периодически освежать в памяти – и тогда оно не кажется таким уж давним…

Крепостное право на протяжении более двух сотен лет выставлялось в европейских, а затем и в наших либеральных штудиях как исключительная, знаковая особенность России, которая, даже несмотря на отмену оного в 1861 году, «так и не изжила столетий рабства». Этими «столетиями» заграничные и отечественного производства свободолюбы тычут нам от седой старины до нынешних пор (как, например, один из ельцинских мальчиков – Альберт Кох, писавший, что только по природному своему рабству русские крестьяне подняли дубину народной войны на Наполеона, который на самом деле шел их освобождать, и тем самым страна упустила исторический шанс) и, надо полагать, будут тыкать в будущем.

Между тем достаточно открыть учебник по европейской истории и прочесть там несколько общих мест – о том, например, что крепостное право как превращение крестьянина из арендатора или мелкого хозяина в движимое имущество землевладельца встречалось практически во всех странах Старого Света, за исключением Швеции и Норвегии. В Англии – Мекке и Медине всех мыслимых и немыслимых свобод – оно продолжалось почти пять веков, в Польше и многих германских государствах – четыре столетия. В России – два. В этом смысле у нас есть только один европейский «ровесник» – Дания. Таковым же можно считать и США, где частная собственность на людей просуществовала более 200 лет, с 1619 по 1865 г.

Тяготы российского рабства были ужасны, но не представляли из себя что-то из ряда вон – об этом также писали в учебниках и в других интересных книжках. («Ничто не принадлежит вам (крестьянам), душа принадлежит Богу, а ваши тела, имущество и все, что вы имеете, является моим», – говорилось в помещичьем уставе 1740 года немецкого государства Шлезвиг-Гольштейн.) И, казалось бы, кто кого должен попрекать «веками рабства»…

Но по роковому стечению обстоятельств у нашего крепостного права была особенность, последствия которой мы ощущаем до сих пор. В Англии рабство хоть и продолжалось полтысячелетия, но сошло на нет в XV веке, в большинстве других западных стран крестьян освобождают в конце XVIII – начале XIX века – в то самое время, когда запоздавшее российское крепостничество только вошло в пору своего расцвета – после Екатерины Великой, окончательно лишившей почти половину населения страны каких бы то ни было прав. Значительная часть этой половины не имела возможности ни открыть свое дело, ни получить образование – как это происходило в то самое время с бывшими европейскими крепостными – и была целиком поглощена обслуживанием класса тунеядцев, в каковых превращалась основная масса дворян после отмены обязательной службы Петром Третьим – уроженцем упомянутого германского государства. Из этого «опоздания» появилось два наших давних несчастья – необходимость постоянно «догонять и перегонять» Запад и пропасть между аристократией и народом. Народ элиту ненавидел как существо чуждое, кровососущее и бесполезное, элита народ не только презирала, но и боялась – отчего постоянно стремилась к абсолютной монополии на власть и к твердой руке. Инерция этого страха перед народом была настолько велика, что высшего своего воплощения он достиг – вот парадокс – при «народной» советской власти.

Но была еще третья беда: расцвет крепостного права совпал с началом формирования российского интеллектуального класса. При рабстве вырастала русская литература, в том числе и великая: помимо художественных образцов, она создала целую галерею «типических» ничтожеств – из рабов и господ. Когда благодаря манифесту царя-освободителя вчерашние крепостные понемногу потянулись в университеты, образ страны был уже задан – как оказалось, на много десятилетий вперед, отчего даже школьник последних времен СССР начинал знакомство с прошлым своей Родины со стихов «Прощай, немытая Россия…».

Кроме того, в интеллектуалы подалось незадачливое барство, а позже – те, кто изо всех сил хотел походить на бар, – от них происходит это возведенное в ранг культуры презрение к стране и к народу, лакейство (по Достоевскому) перед просвещенной Европой, обычай радоваться нашим бедам и проклинать победы. Российский либерал – персонаж довольно старый, это ему еще в 1831 году Пушкин адресовал строки недописанного стихотворения: «Ты чуждые народы пылко возлюбил и мудро свой возненавидел». Как уже не раз говорилось, перещеголять его в этом не способен никакой «вражий голос» – один Герцен стоил целого взвода «де Кюстинов». В общем-то, тем же персонаж занимается и сейчас.

Нельзя сказать, что живем мы только несчастьями, которые принесло России запоздавшее крепостное право и не сгладила его отмена, – если бы так, то давно бы сдохли, к чему, в общем-то, и шли в 90-е годы. Скорее это что-то вроде наследственной болезни, которая умереть не дает, но и жить с ней спокойно не получается. Да мы и не умеем спокойно…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное
Без рубрики
29 апреля 2024
Как вернуть тепло в дома
В № 18 от 8 марта 2024 года газеты «Наш Красноярский край» был опубликован материал «Если холодно в квартирах». Поводом для