Вдоль да по речке

Что происходит с нашим флотом и судостроением?

Вдоль да по речке Что происходит с нашим флотом и судостроением?

Как-то летом пришли с товарищем на красноярский дебаркадер, с которого раньше отправлялась «Ракета» до Дивногорска. Оказалось, такого маршрута уже давным-давно не существует, а само судно отправлено в утиль. Тут же вспомнилась давняя продажа «Антона Чехова» на Волгу, свежее списание «Михаила Лермонтова», стареющие флагманы… В голове двух обывателей вырисовалась печальная картина стоящего на краю «гибели» енисейского флота. Как оказалось, обывательский пессимизм, основанный на поверхностном знании предмета, далек от реального положения дел.

«Лишние» на борту

Количество курсирующих по Енисею теплоходов сегодня действительно меньше, чем в советское время. В конце XX века по реке ходило около полутора десятков пассажирских судов, теперь всего два действующих больших теплохода-флагмана – «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов» плюс еще несколько скоростных судов. Однако сравнивать эти две эпохи было бы не совсем корректно.

По словам главы «Пассажирречтранса» Ивана Шевченко, в наше время, как и 20–30 лет назад, речники удовлетворяют все нужды населения.

Некоторые маршруты действительно пришлось сократить или частоту уменьшить. К примеру, направления Мотыгино – Широкий Лог и Боготол – Широкий Лог убрали из-за развития автомобильного транспорта, Красноярск – Дивногорск исчезло по экономическим причинам. А все остальные направления абсолютно такие же, как и в лучшие времена, ведь у речников одна дорога – река.

В речном транспорте такого падения маршрутной сети, как это было, к примеру, в региональной авиации, не случилось. Сами помните, в советское время любой мог позволить себе улететь практически в любой райцентр. Сегодня это невозможно, а вот добраться по реке можно, как и раньше. Кроме того, речники обеспечивают такую важную функцию, как организация паромных переправ в летнее время. В ряде районов навигация длится и вовсе круглогодично. Так, например, в районе Красноярского водохранилища зимой действуют судно на воздушной подушке и аэроход, которые перевозят людей по льду.

– Частота маршрутов сократилась в связи с невостребованностью населения. Раньше больше народа совершало поездки с севера на юг и обратно. Сейчас этого нет, – признается Шевченко.

Бывший глава Енисейского речного пароходства Иван Булава вспоминает, что в его время заполняемость маршрутов обеспечивалась во многом за счет туристов:

– Современный пассажирский флот на Енисее удовлетворяет нужды пассажиров, но сегодня, конечно, исчезли многие туристические маршруты. Туристов попросту нет. Но это связано не с тем, что у нас нет подходящих судов для перевозок. Раньше путевки распространялись через профсоюзы – заполняемость судов была большой. Сегодня этого нет. Так что тут закон рынка: нет спроса – нет и предложения.

Конечно, если бы поток пассажиров был больше, никто из перевозчиков не отказался бы работать.

Существующий флот вполне может позволить себе брать на борт туристов и почаще курсировать по реке. Но привлечение интереса к такому виду туризма зависит не только от речников. Проблема въездного и внутреннего туризма – это отдельная тема, которую должны решать многие ведомства сообща.

Время строить

ЕнисейВ 1954 году на Енисей прибыли новенькие «Валерий Чкалов», «Александр Матросов», «Байкал» и «Балхаш» – первые современные комфортабельные «круизеры» на сибирской реке. Два из них, «Чкалов» и «Матросов», ходят до сих пор. Обоим по шестьдесят лет.

По словам Ивана Шевченко, в ближайшее время судам предстоит пройти квалификационные испытания – проверку на «класс», своего рода соответствие стандартам. После этого еще пять лет дается на проведение обязательной для такой возрастной техники модернизации. Глубокий ремонт одного теплохода обойдется примерно в 400 миллионов рублей. Итого на модернизацию всего флота требуется примерно миллиард рублей.

Для справки: одно новенькое судно, подобное «Валерию Чкалову», стоит примерно полтора миллиарда рублей. И еще: не так давно теплоход «Михаил Лермонтов», принадлежащий государству, был выставлен на торги. Его модернизация требовала 250 миллионов рублей. Какой будет судьба двух последних флагманов енисейского пассажирского флота? Факты таковы: им по шестьдесят лет, они требуют громадных сумм на модернизацию. Не проще ли купить что-нибудь бывшее в употреблении? Быть может, обойдется дешевле? Или, быть может, настало время формировать новый флот?

Вопрос о строительстве новых судов возник не сегодня. В свое время предыдущий губернатор края Лев Кузнецов высказывал идею о строительстве так называемого народного теплохода. Судну даже придумали название – «Виктор Астафьев». Но эта идея пока так и осталась идеей.

Сегодня Иван Булава рассказывает о возможности создания нового теплохода «с ноля» «Капитан Марусев». По его словам, флот безусловно требует обновления.

В самом «Пассажирречтрансе» пока не берутся говорить, каким будет решение проблемы, но уверены – оно будет найдено. Шевченко подчеркивает: речникам на Енисее для полноты картины не хватает лишь нескольких паромов, которые могли бы работать в межсезонье. СудоверфьСегодня в ряде районов переправы в то время, когда ледоход только-только начинается, не могут ходить из-за сложной ледовой обстановки. Специальные суда могли бы работать и в таких условиях.

Эксперты утверждают, что описанная ситуация со старой техникой не является критичной. У речников и властей еще есть время для ее решения. Очевидно, что рано или поздно строить новый флот придется, вот только кто будет исполнителем?

Скорее всего, заказы на создание новых судов будут размещены не в Красноярске. Красноярская судоверфь сегодня производит по нескольку судов, в основном несамоходных, то есть сухогрузных или нефтеналивных барж. Собственно, предыдущий опыт покупки четырех скоростных судов свидетельствует: если уж дело дойдет до создания новых круизных теплоходов, то заказы будут размещены где-то в европейской части России.

Впрочем, говорить о том, что судостроение в Красноярске не развито, было бы неправильно. Во-первых, это достаточно мощный и современный грузовой флот.

– С грузовым флотом у нас все в порядке. Тут есть и спрос, и предложение. Речники держат марку, и поводов для беспокойства нет. Все суда отвечают техническим требованиям и достаточно современны, – отмечает Иван Булава.

Во-вторых, на Енисее множество мелких верфей, которые занимаются строительством небольших судов для активного отдыха и промысловиков. Правда, суда снабжаются в большинстве случаев зарубежными комплектующими. Даже алюминий для корпусов закупают за границей. Корабелы говорят, что местный не подходит из-за своих низких характеристик. Ну и объемы производства также невелики – до нескольких десятков единиц в год. Правда, спрос населения местные корабелы полностью удовлетворяют и даже успешно конкурируют с зарубежными компаниями.

Цифры

Сегодня по Енисею без учета частных судов, буксиров, аэроботов и судов на воздушной подушке курсируют два теплохода и четыре быстроходных судна. Кроме того, в распоряжении Енисейского речного пароходства имеется 210 самоходных судов – буксиров, сухогрузов и танкеров, а также 466 всевозможных барж.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного