Зинаида Павловна и Алексей Карпович Нор из деревни Толстомысово Сухобузимского района вместе уже 67 лет. Встретились они после окончания Великой Отечественной войны в совхозе «Таежный». За плечами – тяжелые годы войны: у нее – в колхозе, у него – на Японском фронте. Впрочем, этой встречи могло и не произойти, если бы в 1942 году семью Зинаиды Павловны не эвакуировали из Подмосковья.
Радист из деревни Константиновка
Алексей Карпович Нор – коренной сибиряк, родом из деревни Константиновки Назаровского района (раньше он назывался Березовским). Семья большая – семеро ребятишек, Алексей пятый по счету.
– Отец мой на разных работах трудился, – рассказывает ветеран. – А как война началась, и мы, ребятишки, работать пошли.
Алексею в 1941 году 14 лет было. В школе доучивался, а после уроков отправлялся на колхозные поля – помогать. Мужиков и старших парней всех на фронт призвали, остались в селе женщины да дети. Подростки были первыми помощниками, их отправляли на сенокос – кто граблями работал, кто косилкой управлял.
В армию Алексея Карповича призвали уже в конце войны – в 1944 году. Ему тогда еще и 17 лет не исполнилось. Направили на Дальний Восток, в бухту Находка. Здесь несли вахту на границе с Японией советские корабли и подводные лодки. Впрочем, море Алексей только издалека видел, его отправили учиться на радиста. Окончил курсы и стал помощником командира радиолокационной станции.
– Оператором был – на голове наушники, перед глазами большой экран. Если чужой самолет летит – сразу его координаты определяем. Точные радийные расчеты были очень важны – наши зенитчики били в точку.
Отслужил на Дальнем Востоке Алексей Нор семь лет. Говорит, когда демобилизовывали, даже мысли не было остаться. Война войной, а на родине нужно было землю пахать, хлеб выращивать.
В 1951 году вернулся на родину бравый солдат, ему тут же работу нашли – определили в совхоз «Таежный» Сухобузимского района секретарем комсомольской организации. Как-то на танцах в местном клубе приметил он девушку Зину в голубом платье, пошел провожать до дома – и пропал. Оказалось – судьба.
Путь в Сибирь
Зинаида Павловна родом из города Руза Московской области, ей было 10 лет, когда началась война. Ее детские воспоминания – это взрывы бомб, убитые солдаты и бомбоубежища. А еще страх, что придут фашисты и всех убьют.
Передовая была уже близко – всего в километре от города Руза, где жила Зина. Отца в первые же дни войны забрали на фронт, мама осталась одна с четырьмя малышами. Зинаида – старшая.
– Я помню, как к нам на окраину привозили с передовой погибших солдат, – рассказывает Зинаида Павловна. – Сразу за бабушкиным домом устраивали братские могилы. А я ходила и собирала у убитых солдат медальоны. Потом отдавала их военным начальникам.
Эвакуировать жителей города Рузы начали после того, как немцы подошли совсем близко к населенному пункту. У домов были устроены бомбоубежища, во время воздушной тревоги туда набивались люди. Однажды одно из бомбоубежищ фашисты забросали гранатами, все спасавшиеся в нем погибли. Тогда и решили оставшуюся часть города эвакуировать.
Целый эшелон беженцев отправился в Сибирь. Зинаида Павловна замечает: стране нужны были рабочие руки. Ехали долго. Зимой в поезде начался тиф, и беженцев высадили в Омске – объявили карантин. Месяц скитальцы лечились, большая часть беженцев умерла, оставшиеся отправились дальше.
– Сначала нас привезли в Красноярск, – вспоминает ветеран. – А затем распределили по совхозам. Нас на машинах отвезли в третье отделение совхоза «Таежный», недалеко от Сухобузимского.
Работа за трудодни
Для беженцев в третьем отделении построили бараки с нарами. Места на нарах занимали семьями – на одной полке мама Зины, сама девочка и ее трое братьев-сестер, рядом на нарах – другая семья. Жили тесно. Скоро бараки третьего отделения «Таежного» пополнились новыми беженцами – привезли калмыков, немцев, жителей Западной Украины. Эвакуированные выживали как могли.
– Так в два ряда и жили, – вздыхает Зинаида Павловна. – Там же, в третьем отделении, я пошла в школу. Зимой мы учились, а летом работали на полях. Ребятишкам доверяли прополку и поливку овощей. В нашем отделении выращивали картошку для Норильска, капусту, морковку. Взрослые разводили гусей, ощипывали их.
Всем переселенным работникам определили по пять соток земли под собственные огороды. Это и помогало выживать.
Четыре класса Зинаида окончила, для продолжения учебы нужно было ехать в село Сухобузимское. Снимать квартиру, питаться – дорого, и девочка поступила на работу. Труд на полях для нее был уже привычным, а теперь ей, как рабочему человеку (а не иждивенке), был положен большой продуктовый паек. Хорошая прибавка к семейному столу.
– В основном жили на картошке, – вспоминает Зинаида Нор. – Правда, помогали американцы – присылали нам продукты. По талонам давали сахар, крупы, мыло, сухофрукты, чечевицу. Мы с мамой и братьями-сестрами каждую неделю ездили в магазин за продуктами. Грузили их на саночки. Но и за часть товаров нужно было платить деньги.
Чтобы заработать копеечку (в совхозе тогда работали за трудодни), Зинаиду мама снаряжала на базар в село Сухобузимское – продавать мыло. И вот она пешком, прямиком через речку шла в районный центр с товаром.
– Детям за работу премии не давали, – говорит ветеран. – А взрослые получали. Американцы посылали в Россию ткани, ботинки. Мама как-то получила отрез на платье, сшила нам одежду. Плохо тогда было с нарядами.
Зинаида была разнорабочей – выполняла работу, которую поручали. То она поливает овощи, то с тяпкой идет на прополку картошки. Говорит: официально ее оформили на работу, только когда 14 лет исполнилось. Завели трудовую книжку и сделали первую запись.
– Война войной, а нам хотелось и на танцы сходить, и погулять, – улыбается ветеран. – У мамы было шерстяное голубое платье. И она его перешила мне как старшей дочери. В нем я и ходила в клуб.
Самый главный праздник
Зинаида Павловна хорошо запомнила День Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая 1945 года было тепло, солнечно. Совхоз уже вышел на посадку картофеля. Гусеничный трактор впереди идет – борозду делает, а ребятишки корзины с картошкой на себе тащат – в лунки кидают. Борозды длинные, и ребята между собой их делили.
И вдруг приезжает гонец из деревни – война кончилась!
– Такой шум поднялся – кто плачет, кто смеется! – вспоминает ветеран. – Все побежали в деревню. Радость-то какая!
После войны пришлось восстанавливать хозяйство. Отец с фронта не вернулся. На родине, в городе Руза, дом разбомбили, сожгли. И семья Зинаиды Павловны решила не возвращаться в Московскую область, осталась в Сибири. А потом девушка вышла замуж.
В апреле Алексей пришел со службы, а в сентябре молодые уже поженились. Поработал фронтовик по комсомольской линии, а через пять лет перевели его управляющим вторым отделением совхоза «Таежный», а еще через пять лет – управляющим колхоза в деревню Толстомысово Сухобузимского района.
И Зинаида переезжала вслед за мужем. Заведовала столовой, клубом, магазином.
После перестройки колхоз в Толстомысово развалился. Скот зарезали, постройки бросили, сожгли. Местные жители начали уезжать из деревни – работы нет. А чета Нор осталась. Говорят: природа им здесь нравится. Рядом речка, а за ней – ягод видимо-невидимо.
67 лет живут вместе Зинаида Павловна и Алексей Карпович – троих детей вырастили, дали им высшее образование. Сейчас у них семь внуков и семь правнуков. Дедушку с бабушкой они не забывают, а 9 мая всегда поздравляют с главным праздником – Днем Победы.