День советской милиции когда-то отмечала вся страна. Праздничные концерты в Останкино, посвященные этой ежегодной дате, становились настоящим культурным событием для всех от Калининграда до Сахалина. Сейчас все скромнее и будничнее. Но от этого не менее значимо. Эра милосердия, о которой мечтали писатели братья Вайнеры, наступит не скоро – если наступит вообще. А значит, нам по-прежнему будут нужны рядом те, на кого можно опереться в трудную минуту, кто стоит на страже безопасности и спокойствия общества. Наш сегодняшний гость – начальник ГУ МВД РФ по Красноярскому краю, генерал-лейтенант полиции Вадим АНТОНОВ.
– Вадим Валентинович, совсем недавно полиция края отметила свой профессиональный праздник – День сотрудника органов внутренних дел России. Искренние поздравления!
– Спасибо.
– Кстати, о полиции. Многим людям старшего, да и среднего поколения новое название все еще режет слух. Милиция была ближе и роднее, что ли…
– На самом деле все объясняется достаточно просто. Ведь что означает слово «милиция»? По сути – народное ополчение. Тогда как полицейский в буквальном толковании – профессиональный служитель закона. Такое определение гораздо точнее характеризует сферу нашей деятельности, согласитесь. Правоохранители всего мира ассоциируются именно с этим понятием: полиция. То же самое было когда-то и в Российской империи. Так что здесь никто не изобретал велосипед – мы просто вернулись в историческое и общемировое русло. Хотя на самом деле суть не в форме, а в содержании.
– Вот-вот. На старте реформы МВД более половины россиян, по данным ВЦИОМ, считали, что переименование милиции в полицию ничего не изменит и в работе ведомства все останется по-прежнему.
Любая реформа, а в особенности такая масштабная, затрагивающая все многоуровневые элементы нашей структуры, дело не одного дня и даже не одного года. Говорить людям, что сегодня мы объявим реформу, а завтра все у нас будет по-новому, по-другому, – чистой воды популизм. Нет, это долгий, в чем-то даже болезненный, но необходимый процесс.
Если коротко, главной целью реформы МВД было создание четко работающей системы, в которой несут службу дисциплинированные, ответственные, болеющие за свое дело сотрудники, которым по силам решение нашей главной задачи – защита прав и свобод граждан.
– И как, получается?
– Результаты есть, многие из них видны невооруженным глазом. Например, изменилась структура органов внутренних дел, серьезно увеличилось денежное довольствие сотрудников. Стали строиться новые объекты – совсем недавно мы открывали здание отделения полиции в Балахтинском районе. Повысилась техническая оснащенность полицейских – у нас есть свой авиаотряд, участковые обеспечиваются автомобилями, мотоциклами, лодками, снегоходами. Введена в строй автоматизированная система «Безопасный город» (с диспетчерским пунктом управления, камерами видеонаблюдения, «тревожными кнопками» и так далее), сотрудники полиции обеспечены новейшей спутниковой и интернет-связью, имеют доступ к большим информационным базам данных. С этой точки зрения созданы все условия для работы.
– А значит, и требования к полиции повысились? Мол, государство в вас вкладывает и вкладывает – будьте добры, обеспечьте отдачу.
– Предварительные итоги года мы по традиции подводим как раз в канун профессионального праздника. Цифры складываются такие: с января по ноябрь в крае раскрыто 27,5 тысячи преступлений, из них 6 400 относятся к категории тяжких и особо тяжких. Выявлено более 2 300 экономических преступлений, каждое второе из которых является тяжким, а треть совершена в крупном и особо крупном размерах. Внедрение программно-технического комплекса «Безопасный город» помогло нам пресечь более 77 тысяч административных правонарушений, раскрыть 51 преступление.
Словом, уходящий 2013 год был для нас непростым (да и когда было иначе?), однако наработанная сегодня в крае практика взаимодействия между всеми правоохранительными органами позволяет успешно решать вопросы, связанные с обеспечением правопорядка и безопасности. Удалось снизить число таких преступных посягательств, как умышленные убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования, кражи из квартир граждан, грабежи, дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом, поджоги и угоны автотранспорта. Cократилось количество преступлений, совершенных на улицах городов и деревень края, в том числе на треть – убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. Благодаря ранней профилактике снижена криминальная активность тех, кто и раньше преступал закон.
– И в то же время многие вполне законопослушные люди продолжают с опаской относиться к сотрудникам органов. Не обидно? Что нужно делать и тем, и другим, чтобы изменить статус-кво?
– То, что общество сейчас очень критично, чуть ли не через лупу оценивает каждый шаг и действие полицейских, предъявляет к ним повышенные требования, – правильно. Для нас это хороший стимул к самосовершенствованию. Досадно другое. Существует множество ложных стереотипов о сотрудниках ОВД. Прошу понять меня правильно: уже просто набил оскомину сериальный образ оборотня в погонах. Этот во многом надуманный, гиперболизированный персонаж кочует с одного телеканала на другой, а люди, хотим мы этого или нет, насмотревшись, потом составляют о нас не самое лучшее мнение.
– Лет тридцать-сорок назад была другая проблема: с экранов нам демонстрировали только этаких святых в погонах…
– Тоже не вариант. Так, может, хватит из одной крайности впадать в другую? Ведь очевидно, что это идет во вред нашему общему делу.
– С другой стороны, что греха таить – кого из нас, рядовых граждан, можно назвать стопроцентно законопослушным?
– Да, в обществе, особенно среди молодежи, существует мнение, что нарушить закон по мелочи (например, превысив скорость на дороге) – это показатель крутости, подтверждение некоего личностного статуса. А возьмите насаждение среди молодой аудитории так называемой тюремной романтики. В одной из социальных сетей более 11 миллионов (!) пользователей установили приложение «Тюряга». Им, среди которых огромное количество несовершеннолетних, разработчики предлагают набивать наколки, поднимать авторитет осужденного за уголовные преступления, устанавливать свои порядки на виртуальной зоне. Какое отношение к правоохранительным органам, закону в целом могут прививать подобные игры?
Отношение граждан к полиции, на мой взгляд, является не только показателем ее работоспособности, но и зрелости общества, его внутренней культуры. Мы стараемся делами заслужить доверие граждан, но этот процесс не может быть односторонним. Для того чтобы сломать старые и новые стереотипы, нужно потрудиться и населению, и нам. Вместе.
– Но ведь здесь как: пока гром не грянет, мужик в полицию не побежит. Может, тогда вам стоит инициировать процесс?
– Мы с вами говорили о реформе. Так вот, открытость ведомства, выстраивание диалога с гражданами являются необходимыми условиями всех изменений. В ГУ МВД РФ по Красноярскому краю уже действует общественный совет, который проводит в том числе и общественный контроль за деятельностью полиции. Поверьте, мы достаточно самокритичны и в состоянии объективно оценить свою работу. Мы видим проблемы, над которыми нужно работать, чтобы заслужить доверие жителей региона.
– Кадровая – не из их числа? Доводилось слышать от парней из сел и деревень, что они пойдут в полицию, «потому что больше некуда». А здесь – оклады, льготы и… власть.
Эти времена уходят. Давайте обратимся к статистике: сейчас в органы внутренних дел края на службу проходит только один из семи кандидатов. И ставку в первую очередь мы делаем на выпускников учебных заведений системы МВД России, получивших знания по профессиям оперуполномоченных, участковых уполномоченных, следователей. Конечно, ведем отбор и специалистов юридического профиля из гражданских вузов. При этом все соискатели, независимо от образования, проходят жесткие испытания. Отбираются только те, кто способен по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять обязанности сотрудников полиции.
Дальше начинается служба, и, увы, не каждый оказывается в состоянии нести, как говорят, ее тяготы и лишения. Случаются и у нас нарушения дисциплины, вскрываются факты ненадлежащего исполнения служебных обязанностей. Как с этим бороться? Рецепт не нов, но действен – в каждом коллективе, от офицера до рядового, должна быть создана атмосфера неприятия подобного рода нарушений. Это наша принципиальная позиция. Только в 2013 году по отрицательным мотивам из органов в крае было уволено 84 сотрудника.
– На прошлой неделе президент Владимир Путин вновь поднял коррупционную тему, назвав несколько отраслей, где эта проблема стоит в полный рост. МВД в этот список не попало. Действительно все так хорошо в ведомстве? Как полиция края борется за чистоту своих рядов?
– Хорошее выражение: «чистота рядов». Для нас это не просто слова. Если мы сами жестко и принципиально не будем выявлять нарушителей закона среди сотрудников полиции, доверия граждан никогда не добьемся. Это касается всех – тут не спасут ни чины, ни ранги. Вот буквально на днях благодаря действиям сотрудников собственной безопасности ГУ МВД по краю и сотрудников дорожно-постовой службы был задержан капитан полиции, у которого изъято 0,6 грамма синтетического наркотика – курительной смеси. Это только один, самый свежий пример. А вообще более 80 % сотрудников, совершивших правонарушения, привлекаются к уголовной ответственности по материалам проверок, проведенных самими органами внутренних дел края.
– Телефоны доверия, по которым могут позвонить люди и пожаловаться, помогают?
– Конечно. Мы внимательно изучаем и проверяем все сигналы. В комплексе это дает такую картину: количество преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, постепенно снижается. Если в 2011 году ими было совершено 77 преступлений, то в 2012 году уже 51, а в нынешнем – 37.
– Наш край огромен, и уследить за всем порой бывает непросто. Отделы полиции в отдаленных районах, особенно на северах, – они там не сами по себе?
– Начальники подразделений главка постоянно выезжают в территории. Кроме того, в управлении создан институт кураторства по контролю, изучению имеющихся проблем на местах. За каждым территориальным ОВД закреплены конкретные руководители подразделений ГУ МВД по краю. В зависимости от конкретной обстановки в том или ином районе определена минимальная периодичность посещения ими курируемого органа – не менее одного раза в полугодие. Каждая такая командировка включает в себя обязательное проведение совещания с личным составом, прием граждан по личным вопросам, участие в сходах населения, встречи с общественностью и представителями ветеранских организаций, контролирующих и надзорных органов, с главами муниципальных образований.
Этой же цели служат плановые и внеплановые выезды руководства главного управления (начальника ГУ и его заместителей) в территориальные органы. Только в этом году проведено более 30 таких посещений, половина из которых – в северные районы края как наиболее отдаленные и требующие повышенного внимания.
– Другая проблема – участковые, особенно в городах, – люди их часто не знают не то что по фамилии, а даже в лицо. Как вернуть населению «народного участкового»?
– Вообще-то участковые уполномоченные один раз в полугодие отчитываются перед населением о проделанной работе. Другое дело, что люди не очень охотно ходят на такие встречи. Да это и понятно: если все хорошо, в полицию не бегут. И все же – информацию об участковом, обслуживающим ваш дом, можно узнать в дежурной части полиции, а также на сайте ГУ в разделе «Ваш участковый». Далее, встретиться со своим участковым можно на приеме граждан, который проводится не менее трех раз в неделю (в том числе в один из выходных), как в дневное, так и в вечернее время.
Между тем работы у участковых, что называется, воз и маленькая тележка. Только в этом году к ним поступило почти 280 тысяч заявлений! И ведь каждое нужно рассмотреть, на каждое отреагировать. Плюс – в течение года участковый уполномоченный полиции обязан посетить все объекты, расположенные на административном участке, который он обслуживает. В том числе жилые помещения. И особое внимание уделить тем гражданам, кто состоит в ОВД на профилактическом учете. А это более 50 тысяч человек! Тяжелая, порой опасная, зачастую неблагодарная, но такая нужная работа!
– Просто ли сейчас дозвониться по телефону 02? От граждан нет-нет да и поступают нарекания на работу этой службы.
– Позвонить в службу «02» можно как со стационарного, так и с мобильного телефона. Звонков поступает очень много – год еще не закончился, а их уже около 520 тысяч. Только по Красноярску в течение суток регистрируется более двух тысяч телефонных обращений. В вечернее время образуются так называемые часы пик, когда дозвониться действительно сложно, – к оператору выстраивается виртуальная очередь абонентов. Мы изучили эту проблему и предпринимаем конкретные меры для улучшения работы телефона 02.
– Вадим Валентинович, а ведь у нас, журналистов, с работой полиции есть что-то общее. В своих расследованиях мы тоже стараемся обезопасить население – предупредить читателей о мошенниках, недобросовестных предпринимателях и так далее. Однако недавние поправки к закону о клевете привнесли массу сложностей. Чуть что – иск в суд. Как теперь быть? Молчать?
– Действительно, в октябре этого года вступили в силу изменения в гражданское законодательство, направленные на защиту частной жизни лица, его чести, достоинства и деловой репутации. А годом ранее в уголовное законодательство возвращена ответственность за клевету, в том числе в средствах массовой информации. Но я бы не сказал, что эти изменения стали серьезным препятствием в освещении СМИ случаев мошенничеств, должностных преступлений и других правонарушений с указанием персональных данных виновных лиц.
Обязанность журналиста, предусмотренная законом «О средствах массовой информации», – сообщать только достоверную информацию. Следовательно, нельзя называть мошенником или преступником лицо, чья вина еще не установлена приговором суда. Такое правило действовало всегда. В тех же случаях, когда распространение в СМИ информации о подозреваемых, обвиняемых в совершении противоправных деяний , преследует цель защиты общественных интересов, называйте данные таких лиц и указывайте их статус – задержанный, подозреваемый, обвиняемый. И все будет в порядке. Такие действия, как и ранее, не являются нарушением действующего законодательства.
– Много споров вызывает принятый закон о тишине. Понятно, когда шумят глубокой ночью. Но не кажется ли вам, что полицию чаще отвлекают по пустякам?
– Помните старый мультфильм «История одного преступления»? Как говорится, было бы смешно, если б не было так грустно. А ведь за прошедшие десятилетия ситуация с психическим здоровьем населения стала много хуже. Я не специалист в этой области, но факты налицо. Так вот – нарушение тишины и спокойствия граждан является одним из самых распространенных правонарушений, совершаемых в жилом секторе. В этом году сотрудники полиции составили и направили в административные комиссии края 10 300 соответствующих протоколов!
Нередко спор, возникший из-за нарушения тишины в ночное время, перерастает в более серьезное правонарушение, вплоть до наступления тяжких последствий. Поэтому своевременная реакция полицейского является одной из действенных профилактических мер. Он не может, не имеет права игнорировать вызов.
– Другой закон – о курении – запрещает курить вблизи общественных мест, рядом с вокзалами, аэропортами. Но – как дымили, так и дымят. Кто-нибудь вообще это контролирует?
– Запрет на курение в общественных местах действует уже с 1 июня 2013 года. А в полном объеме запреты на курение табака начнут действовать с 1 июня 2014 года. В то же время до сих пор законодательно не была предусмотрена ответственность за нарушение установленных запретов. Такие изменения недавно были внесены в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. И с 15 ноября 2013 года сотрудники полиции будут привлекать к административной ответственности всех, кто нарушает установленный федеральным законодательством запрет на курение табака в общественных местах. Это неотъемлемая часть их основных повседневных задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
– Вы кандидат в мастера спорта по рукопашному бою. Сейчас удается ходить в спортзал?
– Спорт должен занимать важное место не только в жизни полицейского, но и любого современного человека. Я с большим интересом слежу за достижениями российских спортсменов, наших сотрудников полиции. И, несмотря на плотный график работы, стараюсь регулярно посещать тренировки, поддерживать физическое и эмоциональное здоровье. Очень помогает!
– Было дело, когда по журналистскому заданию я отдежурил сутки вместе с опергруппой. И понял, что такой напряженный график выдержит не каждая семья. Какой она должна быть – жена офицера полиции?
– Вы очень правильно сказали. По большому счету вместе с нами служат и наши семьи. Когда нет заранее прописанных выходных, когда в один миг может сорваться совместный праздник, поход в лес или в кино. Я очень благодарен женам наших сотрудников, их матерям, близким, которые с терпением и пониманием переживают все наши рабочие будни. Они создают ту атмосферу тепла и понимания, которая так необходима в нелегкой службе сотрудника полиции.
ДОСЬЕ
Вадим Валентинович Антонов родился 25 августа 1960 года в Чебоксарах.
В 1983 году окончил машиностроительный факультет Чувашского госуниверситета. C отличием окончил высшие курсы КГБ СССР и академию управления МВД России по специальности «юриспруденция».
С 1984 по 1995 год служил в органах КГБ – ФСБ на различных офицерских должностях.
В 1995 году назначен первым заместителем министра внутренних дел, в августе 1997 года – министром внутренних дел Чувашской Республики.
14 апреля 2011 года указом президента РФ назначен на должность руководителя ГУ МВД РФ по Красноярскому краю. 14 июня 2012 года присвоено специальное звание «генерал-лейтенант полиции».
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, многочисленными медалями, наградным оружием.
Заслуженный юрист Чувашской Республики.
Кандидат юридических наук.
Кандидат в мастера спорта по рукопашному бою.