Вместо группы – своя семья

Детские дома переходят на новую систему работы

Вместо группы – своя семья Детские дома переходят на новую систему работы

С сентября этого года у каждого детдомовского ребенка в России появится семья. Почти настоящая: с мамой, братьями и сестрами, пусть и не родными по крови. После вступления в силу соответствующего постановления государственные учреждения будут работать совершенно по иной схеме. Бесконечная череда воспитателей и большие группы воспитанников должны уйти в прошлое.Надежды инициаторов нововведений на новую модель работы вполне понятны. Пребывание в детском доме с сотней, а то и больше воспитанников, постоянно меняющиеся педагоги, у которых нет возможности уделить каждому хотя бы по полчаса в день – настолько неестественное существование для маленького человека, что результат в общем-то, за редким исключением, предсказуем. Суть новой системы – создание разновозрастных мини-групп (не более восьми воспитанников или шести – если дети маленькие) с постоянным воспитателем. Именно он станет мамой или, по крайней мере, личным взрослым для ребенка. Насколько эффективна такая система?

Около 20 лет назад в Санкт-Петербурге проводился эксперимент. В типичном детском доме при высоком уровне медицинского обслуживания, хорошем питании, постоянных занятиях с различными специалистами дети отставали в развитии. Даже по росту и весу. Тогда решили ввести небольшие изменения. Группы сократили вдвое. У каждой из них появился свой личный взрослый. В итоге дети стали быстрее развиваться и даже набирать вес! Конечно, всех проблем подобная новация не решила.

По словам специалистов министерства образования Красноярского края, для нашего региона постановление о детских домах семейного типа новацией назвать сложно.

 

Одними из первых систему семейного воспитания начали внедрять в Красноярском детском доме № 1: первые мини-группы появились здесь около 20 лет назад. И не по законодательной, а по собственной инициативе. Вначале сформировали четыре семьи. Посмотрели, оценили. Решили, что так значительно лучше: есть возможность объединить несколько братьев и сестер в одну группу, а не раскидывать их, как и положено, по возрасту. Сейчас 110 детей поделены на семь групп. Глава семьи – «мама», которая отвечает и за здоровье, и за развитие, и за уют в помещениях, – работает с часу дня до 10 вечера.

– Я нахожусь с ними постоянно с того момента, как они пришли из школы и до того, как они ложатся спать, – рассказывает воспитатель одной из семей, специалист с 18-летним стажем Наталья Кроневальд. – А в обычном доме при ставке педагога в 5 часов с утра на группе один человек, а после обеда – второй. Ушел в отпуск – появляется третий. Для ребенка наша система хороша тем, что нет постоянно меняющегося калейдоскопа взрослых, у каждого из которых могут быть свои требования. Они знают, что все вопросы – от бытовых до глубоко личных – они могут решить со мной. Создается совершенно иной тип отношений – более близких, родственных. У нас фактически отсутствует дедовщина, как в других домах: не позволят обидеть кровные старшие сестра или брат, которых при такой системе не разлучают. Дети после выпуска звонят, советуются, приходят в гости. И это естественно – ну а куда им еще идти?

Семьи в этом детском доме достаточно большие – более 10 человек. К сентябрю их сделают согласно постановлению более компактными. На мой вопрос о том, как относятся к грядущим изменениям сами воспитанники, 17-летний Миша отвечает:

– Да мы всегда жили в семье, даже не знаю, как это – жить в группах. Станет нас меньше – значит, спокойнее будет, тише.

В детском доме «квартира» такой семьи по габаритам невелика – несколько спален, гостиная, где есть диван и телевизор, санузел.

Проживают там ребятишки, как и в обычной многодетной семье, разных возрастов. Старшие, как правило, имеют обязанности по присмотру за младшими – могут проследить, умылись они, легли ли вовремя спать. Маленькие в случае конфликтных ситуаций в отсутствие воспитателя сразу знают, к кому обратиться. Педагоги давно заметили: если группы состоят из ровесников (и речь не обязательно идет о детском доме), то отношения между ними – это отношения конкурентов, которые ведут непрерывную борьбу за лидерство. Насколько комфортно в такой среде?

– Был период, когда нам некоторое время пришлось прожить в другом детском доме, – рассказывает Наталья Кроневальд. – Дети были распределены по возрастам. Представьте себе группу 15-летних парней. Какие отношения там могли сложиться? Девочки – в одном крыле, мальчики – в другом… Я стала свидетельницей ситуации, когда брат и сестра не имели постоянной возможности общаться друг с другом и выросли совершенно чужими людьми. Во время нашего пребывания не было цели провести какое-то исследование, но отличия между детьми были очевидными. Такими спокойными, ласковыми, заботливыми по сравнению с «чужими» казались нам наши дети!

Отогреть любовью

Что значит сделать ласковым и послушным ребенка, который до поступления в учреждение жил в семье наркоманов? Или просто в асоциальной семье – как Максим, которого в течение двух недель не могли вытащить из-под кровати – настолько запуганным он был. Сколько надо сил, чтобы отогреть подростка, от которого вначале биологические родители отказались, а потом – через несколько лет – еще и приемные: да нет, возьмите назад, какой-то он у вас «не такой»…

Временный руководитель Надежда Денк соглашается: коллектив в учреждении уникальный:

– У нас даже такой вот пример есть, когда одна из воспитателей для наших бывших воспитанников, братьев, стала не только «мамой», и еще даже бабушкой! Настолько близкие отношения сложились, что она бывает на их семейных праздниках, сидит с малышами, когда это необходимо, ну а «сыновья» заезжают сюда, помогают ей.

– Настолько сживаешься с ролью мамы, что даже уже и непонятно, где ты больше времени проводишь – здесь или в своей семье, – добавляет Наталья Кроневальд. – При таком стиле жизни своих и приемных детей почти не разделяешь – они у меня здесь и выросли. А как по-иному, если я здесь должна быть до 10 часов? Вместе в лагерь ездили. Более того, мои кровные с некоторыми детдомовскими до сих пор дружат.

Но если каждый сотрудник детского дома выкладывается на все сто процентов – насколько это может помочь?

– У ребенка дома какая ситуация? – спрашивает Надежда Денк. – Есть мама, папа, бабушка, тетя, дядя… Полный комплект родственников. А здесь? Вот я прошла по коридору, прижала, обняла его на несколько минут. Воспитатель его приласкала. Но у нее пусть даже восемь человек – это уже много. А у меня – так вообще более сотни. Хорошо, что волонтеры помогают. Вчера, к примеру, наши малыши на «смотровую» поехали. А потом, переполненные впечатлениями, весь вечер меня от себя не отпускали: все про Енисей рассказывали, и сколько там замочков интересных есть, и как там копеечки бросают, и какие зубы интересные у осетра…

Помощь со стороны хоть как-то восполняет и недостаток мужского воспитания. Мальчишкам вообще без папы очень сложно. Но согласится ли мужчина на ответственную работу за небольшие деньги? Кадры – это вообще больная тема для учреждений такого типа. Вот сейчас в связи с изменениями только в этот детский дом необходимо набрать дополнительно шесть воспитателей. Вакантна пока и должность директора.

– Я сама являюсь воспитанницей этого детского дома, – неожиданно говорит Надежда Денк. – С семи лет здесь. Потом стала вожатой, затем воспитателем, заместителем директора. Опыт большой. Но от должности отказываюсь. Почти сорок лет здесь. А на должности директора нужна такая самоотдача, для которой у меня уже просто нет сил. Тут дети особенные – они остро очень, кожей просто чувствуют – ты за зарплату с ними здесь или от всей души.

Если работать здесь – то только от всей души. Это всем понятно. Но сложно найти даже одну такую «маму». А если их нужно 110? Именно столько ненужных своим родителям детей сейчас живут в старинном доме на Вавилова.

Без любви нет развития

Ольга АБРОСИМОВА

директор краевого Центра развития семейных форм воспитания

– Для полноценного развития ребенка необходим эмоционально значимый взрослый. Все развитие, особенно в первый год жизни, зависит от того, присутствует ли рядом близкий, любящий человек. От его наличия зависят и такие моменты, как отсутствие или присутствие базового доверия к миру. Если есть личный взрослый, который постоянно обеспечивает потребность в любви, безопасности, то можно сказать, что созданы все условия для полноценного прохождения этапов формирования личности. Это дает не только ощущение нежности, безопасности, но и дополнительные стимулы для развития памяти, воображения, мышления. Ребенок учится таким важным вещам, как проявление любви и заботы, понимает, как завести разговор и разрешить конфликт. Как ухаживать за собой и строить планы на будущее. При отсутствии близкого человека ребенок боится окружающего мира и будет испытывать сложности с адаптацией в социуме.

Материалы подборки «Семейные истории»:

Формула любви

Чтоб не пропасть поодиночке

У вас будет… тройня

Здесь сирот нет

Отдавая, приобретаешь еще больше

Под ударом безрассудства

Пусть у всех будет семья

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности