Вопрос жизни

Рак молочной железы в Красноярском крае вышел на первое место

Вопрос жизни Рак молочной железы в Красноярском крае вышел на первое место

Октябрь объявлен месяцем борьбы с раком груди. Точнее, даже не борьбы, а привлечения внимания к проблеме, которая может коснуться каждого: во всем мире ежегодно регистрируется миллион заболевших женщин! Рак молочной железы уже давно вышел на первое место среди других онкозаболеваний… Почему именно грудь оказалась столь уязвима? Возможна ли профилактика? Об этом мы поговорили с Виктором БЕЛЬТЮКОВЫМ – заведующим торакальным отделением Красноярского краевого клинического онкологического диспансера.

Виктор Бельтюков– Виктор Константинович, с чем связано огромное количество онкозаболеваний молочной железы?

– С тем, что это очень уязвимый орган. В современном обществе на плечи женщины легла огромная нагрузка – и на работе, и дома, плюс ухудшившаяся экология, стрессы. Кроме того, многие не ограничивают себя ни в курении, ни в употреблении алкоголя. А ведь есть американские исследования, которые напрямую указывают на взаимосвязь между возникновением заболевания и уровнем употребляемого спиртного.

– Часто к факторам риска причисляют и употребление гормональных препаратов, операции по прерыванию беременности и даже… неудобное белье.

– Все эти факторы по-своему опасны. К примеру, с первого дня беременности начинается гормональная перестройка организма, а резкое вмешательство вызывает гормональный сбой, который впоследствии может косвенно служить причиной образования опухоли. Что касается приема препаратов, то тут спорное мнение: противозачаточные средства есть и с минимальными дозами гормонов, они часто используются в том числе в лечебных целях, но… по мнению многих онкологов, увеличение риска все равно есть. Неудобное белье, с косточками – отнюдь не мелочь: длительное ношение может привести к возникновению зоны ишемии – участков, которые плохо снабжаются кровью. Как следствие – тканевая гипоксия (обеднение кислородом), а потом – онкологическое заболевание.

– Возможно, как-то влияет размер груди?

– Нет, но известно, что одним из серьезных факторов риска является ожирение (избыток жировой ткани приводит к повышенной выработке гормона эстрогена, который, в свою очередь, вызывает пролиферацию, то есть «разрастание» клеток молочной железы). Так вот, если большой размер молочной железы связан именно с этим – то да, влияет.

Кто же попадает в зону риска? Люди, которые имели родственников с подобным заболеванием?

– Если у матери женщины был диагностирован рак, то вероятность заболеть у дочери возрастает в два раза. Вообще самый опасный возраст – от 55 лет и старше. Но сейчас рак «молодеет» – были у нас женщины на лечении, которым едва исполнилось 26 лет.

– То есть задолго до того, как женщине назначается профилактическое обследование? Маммография, к примеру?

– Ну, если женщину ничто не беспокоит, то достаточно делать УЗИ раз в два года. Если у врача есть поводы наблюдать за состоянием пристальнее, то может быть назначено и более частое исследование. Маммографию не рекомендуется делать до того, как исполнится 45 лет. Причина – облучение. В более молодом возрасте ткань молочной железы достаточно плотная, хорошо просмотреть структуру затруднительно, поэтому врачи и назначают УЗИ. А после 45 происходит инволюция – железистая ткань постепенно заменяется жировой, которая отлично просматривается с помощью маммографа.

Но должен как врач отметить – бывает, что патологический процесс незаметен ни на УЗИ, ни после маммографии, поэтому обязателен осмотр онколога. Он может заметить клинические признаки.

– А как же самообследование?

– Его рекомендуют делать. Не стоит бояться и думать о самом страшном, даже если врач найдет какое-либо новообразование. Обнаруженные опухоли в 70 % случаев имеют доброкачественный характер – такие, как фиброаденома или узловая форма мастопатии, к примеру. Но врач и в таком случае может настаивать на операции. Почему? Потому что в 4 % случаев она может перерождаться в злокачественную опухоль. Стоит ли ждать, повезет или нет.

Не могу не упомянуть об Анджелине Джоли: насколько оправданным с точки зрения врача является ее поступок?

– У нас в Красноярске нет возможности сделать подобные генетические исследования. Но проводятся исследования на онкомаркеры, которые содержат примерно 10 процентов ложноположительных и 10 процентов ложноотрицательных «показателей». Так что можно использовать их в комплексной диагностике, но делать выводы только по одному исследованию не стоит. Целесообразность операции, на которую решилась женщина, вызывает большие сомнения. Почему? Потому что известен случай рака молочной железы… после удаления молочных желез. Они были удалены по другой причине, а спустя какое-то время диагностировали онкозаболевание. Дело в том, что ткани органа – это не только визуальная часть. Клетки молочной железы могут присутствовать глубоко внутри организма. Мы, когда выполняем операцию «радикальная мастэктомия», удаляем всю молочную железу, жировую клетчатку и лимфоузлы подключично-подмышечной, подлопаточной областей… Не думаю, что там при подкожной мастэктомии поступают точно так же.

Если диагноз все же поставлен, то можно ли сказать, что рак на первой-второй стадии успешно излечивается?

– К сожалению, это лотерея. Если диагностирована нулевая стадия – когда в молочной железе обнаружено просто скопление патологических клеток, тогда – да, исход болезни очень благоприятен. При первой-второй стадии можно сказать, что 75 процентов женщин точно проживут пять лет, а возможно, будут жить и дальше. Есть случаи, когда женщины жили 25 лет и больше. Но при любом виде онкологического заболевания не надо расслабляться – наблюдение должно быть пожизненным.

Если не падать духом…

Онкологический диагноз не приговор, говорят многие. Но поверить в это человеку, которой вдруг узнал, что у него рак, очень сложно. В Красноярске работает общественная организация «Вместе против рака», которая объединила разных людей в борьбе с недугом. Есть там и женщины, которые перенесли операционное лечение рака молочной железы: они совместно занимаются спортом, устраивают чаепития… О том, как выжить с таким диагнозом, мы спросили у одного из членов организации – Нины Николаевны Коробкиной.

– Мне поставили диагноз четыре года назад. Изначально определили новообразование – и довольно быстро, в течение месяца, сделали операцию. Руки, конечно, у многих наших врачей золотые… Ну, а чего ждать дальше, зависит только от самого больного, как он будет относиться к ситуации. Если упадет духом – «а, мне уже ничто не поможет!», то любой врач бессилен. Некоторые, конечно, не доверяют нашим специалистам, пытаются получить лечение за рубежом. Но, насколько я могла убедиться из рассказов знакомых, и схема лечения рака груди, и выписываемые лекарства – все совершенно идентично, что в Красноярске, что в Европе. Моя знакомая недавно ездила в Германию. Вернулась разочарованная: «Отдала такие деньги, а мне сказали то же самое, что и здесь». Самое главное в нашей ситуации – не унывать! Могу сказать по собственному опыту: хорошо помогает психотерапевт. Можно самостоятельно найти специалиста или обратиться к тому, кто принимает в онкоцентре. Другое дело – менталитет наших людей не всегда позволяет это сделать. Сколько было случаев, когда я предлагала сходить на консультацию, а в ответ слышала: «Зачем? Мы психически здоровы!» Хочу сказать, что качество жизни зависит от самого больного. Кто-то и с первой стадией рака находится в таком унынии, как будто стоит на пороге смерти. А другой, может, и на самом деле стоит, но сохраняет оптимизм. Есть у нас, к примеру, женщина – у нее уже метастазы пошли, а она говорит: «А я плевала на эти метастазы, я жила, живу и буду жить!» Она ходит на йогу, на концерты, в храм.

Нужно изменить образ своих мыслей на позитивный любой ценой. Да, мне тоже всякие мысли приходят в голову, и страх в том числе, особенно перед каждым плановым обследованием… Но я стараюсь держать себя в руках. Знакомая моя очень сильно переживала после операции, когда у нее отняли грудь, и в конце концов заявила: пока у меня не будет протеза, я из дома не выйду! Но пришла к нам в организацию спустя какое-то время и призналась: жалеет о том, что не нарушила свое добровольное заточение раньше. Многие после поставленного диагноза сильно изменились. И я не исключение. Раньше могла легко обидеться, расстраивалась по пустякам, сейчас научилась проще ко всему относиться. У нас многие стали ходить в храм, на йогу, занялись рукоделием… Я сама хожу с огромным удовольствием на концерты классической музыки, недавно записалась в православную школу, где изучают Библию. Рак сделал нашу жизнь полной, каким бы удивительным это ни казалось.

Телефон психологической поддержки онкологических больных (общественная организация «Вместе против рака»)
8 (391) 2-326-396.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного