По статистике, Красноярск является вторым городом после Владивостока по количеству автомобилей на душу населения, и число автовладельцев с каждым годом вырастает на несколько тысяч. При этом, к сожалению, культура вождения в нашем регионе от идеала далека.
Даже самый аккуратный водитель ежедневно рискует попасть в аварию. В таких условиях пренебрегать правилами безопасности нельзя. Подушки безопасности, штатные ремни очень часто спасают взрослых людей от каких-то тяжелых последствий при авариях, но совершенно не защищают детей. В условиях аварийных ситуаций ребятишкам требуется более надежная защита.
В прошлом году на дорогах края произошло 231 ДТП с участием детей-пассажиров, 15 из них погибли, 253 – пострадали. Жертв могло быть намного больше, сходятся во мнении сотрудники полка ДПС, которые выезжали на места аварий. К счастью, многие дети остались живы благодаря тому, что родители вовремя позаботились о приобретении для них автокресла. Причем большая часть из этих аварий произошла на коротких дистанциях, где, казалось бы, ничего не грозит, – на пути в детский сад, магазин или школу…
Кресло – это, конечно, не панацея. При скорости в 150 км/ч, когда машину разносит вдребезги, или серьезном столкновении с крупной техникой ни одно кресло, конечно, не спасет, но при более мягких условиях у ребенка будет намного больше шансов выжить или вообще остаться невредимым.
«Лекарство от гаишников»
Тенденция на обеспечение детской безопасности наметилась, но дело продвигается очень медленно. Немногие родители понимают, что кресло – это не угода моде, это серьезная поддержка ребенка в случае аварии. От родителей, которые предпочитают перевозить ребенка исключительно на руках, очень часто приходится слышать, что материнские руки защитят намного лучше. В реальности все совершенно по-другому. Во-первых, руки – ненадежное средство: в случаях столкновений на скорости например 50 км/ч вес ребенка возрастает примерно в 30 раз, и при весе в 10 кг в момент удара он будет весить 300. Удержать его от резкого удара о переднее сидение или лобовое стекло в таких условиях невозможно.
Кроме того, сила инерции толкнет маму вперед, и ребенок, сидящий на руках, в этом случае послужит для нее… подушкой безопасности. Он погибнет или сильно пострадает, в прямом смысле защищая своим телом маму, упавшую на него. В то время как правильно зафиксированное кресло, в котором будет сидеть ребенок, позволит перераспределить нагрузку, которая возникнет при аварии, и спасет даже на более высокой скорости.
Другая проблема – отношение к креслу как к «лекарству от гаишников». Очень показательный случай в этом плане произошел в конце февраля этого года на Коммунальном мосту. В одной из машин-участников серьезно пострадал ребенок – его просто забыли пристегнуть в кресле. В итоге четверо пристегнутых взрослых отделались легкими ушибами, а двухлетний малыш в коме попал в реанимацию. Это, к сожалению, не единичный случай.
– Кресло создано для безопасности детей, а не для нас, – говорит командир полка ДПС ГИБДД МУ МВД России «Красноярское» Владимир Евсеенко. – Часто приходится слышать от водителей реплики типа: «Ну я же купил кресло, установил его, чего вы еще хотите? Это мой ребенок, могу делать что хочу». Мне это совершенно непонятно – неужели этот родитель так мало любит своего ребенка, что готов рисковать его жизнью только чтобы «насолить» нам?
Другая причина, по которой родители отказываются от покупки автокресла, – ребенок-непоседа не будет сидеть в кресле. Однако это заблуждение: психологи говорят, если быть твердым в своем решении, любой ребенок в конечном итоге успокаивается и привыкает к новым условиям. А родители таких детей отмечают: после того как малыш пересаживается в кресло, ездить становится намного комфортнее – ребенок не отвлекает от движения.
Еще одна распространенная отговорка – наличие не одного ребенка, а двух и даже трех. Родители либо вообще отказываются покупать кресла для них, либо покупают недостаточно. Объяснения такой позиции разные: от того, что нет денег на покупку, до того, что все кресла не влезают в машину. Это достаточно странная ситуация: мы ведь не покупаем на троих одну вилку или не возим детей вповалку в одной коляске, вряд ли много людей также будут ездить в двухместной машине вшестером…
– Если у вас много детей и все они в креслах в машину не вмещаются, значит меняйте машину или возите их по очереди, – отрезает мама тройняшек Ольга. – Я не понимаю, по какому критерию родители делят одно кресло на троих? Как можно распределить – сегодня ты, завтра он? По какому критерию выбрать, кто из детей выживет в случае аварии?
Мы все воспитываем детей, обуваем их, одеваем, в школу водим – потому что боимся за них и не считаем это чем-то из ряда вон выходящим. Но ведь и обеспечение безопасности в автомобиле, коль скоро мы в них проводим так много времени, это тоже наша обязанность!
Мягкой посадки
Выбор кресла – особый вопрос. В магазинах можно найти вариант на любой бюджет, причем не обязательно качество более дешевого средства будет отличаться от качества более дорогого. Здесь главное очень тщательно подойти к выбору.
– У нас, к сожалению, приобретают в основном кресла очень бюджетного варианта, качество которых часто далеко не лучшее. Многие приходят и выбирают их, не обращая внимания на соответствие европейским стандартам. О каких-то краш-тестах вообще не думают, покупают для того, «чтобы было», чтобы перед полицейскими отчитаться, – говорит старший менеджер кресло-маркета «Малыш» Иван Петроченко. – Сейчас люди понемногу начинают понимать, что качество кресла влияет на безопасность.
Прошлым летом была ситуация, когда машина попала в достаточно серьезную аварию, но ребенок благодаря креслу выжил. Само устройство деформировалось, нарушилась целостность конструкции, но ребенок остался невредим. Так вот эти люди вернулись за таким же креслом.
Кресло – это не единственное устройство, которое сможет снизить риск в аварийной ситуации. Главное его назначение – удержать ребенка в зафиксированном положении и не позволить травмировать шею и внутренние органы, которые в первую очередь пострадают, если маленький ребенок будет просто пристегнут штатным ремнем безопасности без каких-либо специальных устройств.
Одним из таких устройств служит специальный адаптер, который цепляется на ремень, регулируя его «посадку» на ребенке. Это устройство может также стать хорошей альтернативой при перевозке нескольких детей. Для детей постарше существуют специальные сиденья – бустеры, которые тоже поднимают ребенка на сидении так, что штатный ремень не может травмировать при ударе. В любом случае, какое бы устройство ни было выбрано, – будь то кресло, адаптер или бустер, оно способно сохранить при аварии самое ценное – жизнь ребенка.
Мамины руки – ненадежное средство. Сила инерции при ударе толкнет маму вперед. И ребенок, сидящий на руках, в этом случае послужит для нее… подушкой безопасности. Он погибнет или сильно пострадает, в прямом смысле защищая своим телом упавшую на него маму
Если у вас много детей и все они в креслах в машину не вмещаются, значит меняйте машину или возите их по очереди. По какому критерию родители делят одно кресло на троих? Как можно выбрать, кто из детей выживет в случае аварии?
Факты
По Европейской классификации все детские автокресла разделяются на пять групп, в зависимости от веса ребенка. Есть универсальные кресла категории 1-2-3, но они значительно уступают по качеству обеспечения своим возрастным аналогам.
Группа кресел |
Вес ребенка |
Возраст ребенка (примерно) |
0 |
0–10 кг |
0–1 год |
0+ |
0–13 кг |
0–1,5 года |
1 |
9–18 кг |
1–4 года |
2 |
15–25 кг |
3–7 лет |
3 |
22–36 кг |
6–10 лет |
Что следует знать при выборе автокресла?
– Лучше не останавливаться на универсальных моделях. Качественные профильные кресла на определенную возрастную группу способны защитить ребенка в случае аварии на 25 % эффективнее. В том случае, если во главе угла стоит комфорт и безопасность, брать нужно профильное кресло. Универсальное годится только из соображения экономии.
– При выборе автолюльки обратите внимание на то, что номинальный угол наклона должен равняться 70 градусам или быть близким к этой цифре. Не бойтесь, что несидячему ребенку в такой люльке будет неудобно или такой наклон может травмировать его – это не более чем миф.
– Строго следуйте инструкции и ставьте кресло так, как указано. Автолюльки, например, ставятся против хода движения: при аварийной ситуации нагрузка распределяется по площади всей спинки и ребенок практически ничего не чувствует. А если поставить такое кресло по ходу движения, нагрузка на шейные позвонки будет такой, что ребенок может сломать себе шею массой собственной головы.
– Кресло не должно быть жестким – это главное условие безопасности. Именно поэтому качественные модели делаются из специальных полимеров, типа армированного пенопласта. Такие полимеры способны погасить на себя часть энергии от удара. Пластик, используемый в изготовлении средства, должен быть создан на основе каучука, это не позволит ему крошиться и, соответственно, поранить ребенка отколовшимися частями.
– В автокресле ребенку должно быть удобно. Удобство здесь является элементом пассивной безопасности, т. к. в неудобном кресле ребенок начнет капризничать и отвлекать водителя от дороги. Поэтому перед покупкой постарайтесь, чтобы малыш примерил кресло, в котором ему предстоит провести многие часы. Кресло должно подходить ребенку не только по весу, но также по росту и объему.
– Детское автокресло должно без проблем переноситься и просто устанавливаться в ваш автомобиль всеми, кто будет возить ребенка. Перед покупкой попробуйте установить кресло в машину.