Восточные братья

<p>Украинцы и белорусы в Красноярском крае</p>

Восточные братья <p>Украинцы и белорусы в Красноярском крае</p>


Ученые используют такое «домашнее», на первый взгляд, понятие – языковая семья. Она объединяет близкие народы, отличия в речи и укладе которых ничтожно малы. В семье восточных славян, как в старой русской сказке, оказались три «брата» – белорусы, украинцы и русские. Как в любой семье, братья придумывают друг другу обидные и не очень прозвища, ищут отличия друг от друга, но деваться некуда – одно семейное древо объединяет нас накрепко.

Люди земли

Первые белорусы попали в Приенисейскую Сибирь вместе с русскими и украинцами. Белорусы – это те самые литвины, то есть выходцы из Великого княжества Литовского, в которое на тот момент входила Белоруссия. Надо сказать, среди них бытует мнение, что предки самого Андрея Дубенского – из тех же литвинов.

Но вот массово белорусы появились в крае во время аграрных переселений конца XIX – начала XX века. Тогда из всех переселенцев Енисейской губернии 53 % были с территории Западной губернии, то есть Белоруссии. Они очень быстро ассимилировались с местным населением.

– Даже в Белоруссии, не говоря уже о белорусах, которые живут в Сибири, стоит проблема самоидентификации, – рассказывает Наталья Александрович, руководитель Общественной организации местной белорусской национально-культурной автономии г. Красноярска. – Белорусы, долго живущие в России, вообще не делают разницы между собой и русскими. Хотя, конечно, помнят о своих корнях. По культуре мы друг другу близки, потому что в этнологическом смысле среди славян ближе русских и белорусов нет никого.

По послевоенным переписям советского времени, в крае жило 20–30 тысяч белорусов. Перепись 2002 года показала около 20 тысяч, а вот по последней получилась абсолютно нереальная, по мнению автономии, цифра – около 10 тысяч. Куда пропали еще 10 тысяч – большой вопрос. Возможно, записали в графе национальность «русский».

Национальная автономия, одна из самых молодых в крае, существует с 1998 года. В ней собирается национально ориентированная интеллигенция, которой очень дороги свои корни.

– Белорусов, как и русских, очень сложно организовать для проявления чего-то национального, – уверена Наталья Юрьевна. – Мы по характеру толерантные люди. Наша территория постоянно раздиралась войнами, и был только один выход – жить с соседями в мире, терпеть друг друга в прямом смысле слова. У белорусов нет обособленности – желания себя строго сохранить.

Из всех национальных праздников, которые отмечает автономия – Каляды, Велик день, День Победы, Осенины, – только День независимости, который приходится на лето, обходится без застолья.

– Белорусы – трудяги, люди земли, – объясняет руководитель автономии. – У нас у каждого дачи, у кого-то даже дома в деревне – и оттуда, пока не будет выкопана последняя картошка, никого не выманить.

У этого народа трепетное отношение к земле: родственники переселенцев рассказывали, что, когда шли сюда в конце XIX века самоходом, женщины укладывали картофель под одежду – к телу, чтобы сохранить.

Автономии, хоть и относительно молодой, удается привлекать не только «седые головы», которым уже «давно за…», но и молодежь. Есть здесь, например, замечательный музыкант, который научился играть на национальных инструментах, Дмитрий Кречет из Железногорска. Фольклорный ансамбль «Славяночка» под руководством Светланы Мазингер поет песни переселенцев-белорусов, которые они собрали в экспедициях по краю. Традиция и язык живут в них, тщательно сохраняемые членами автономии.

– А вообще у нас есть одна замечательная традиция, – вспоминает в конце разговора Наталья Юрьевна. – Как только выкопана вся картошка, мы возвращаемся с поля и сразу жарим драники.

Ну что тут сказать, каждый сибиряк осенью – немного белорус.

Люди песни

Украинская автономия существует в крае чуть больше – 21 год. Сейчас она – источник национальной культуры для 38 тысяч украинцев, живущих в крае. Хотя справедливости ради надо отметить, что в этом году она существенно пополнилась беженцами.

– Чтобы поддержать беженцев, мы совместно с Дворцом труда и согласия провели межнациональный благотворительный концерт, – рассказывает Марьян Петрушка, руководитель Общественной организации «Местная украинская национально-культурная автономия Красноярска «Барвинок». – Концерт продолжался больше часа, выступали представители России, Польши, Армении, Таджикистана, Чувашии… Наши соотечественники просто не ожидали такого внимания – сказать, что они были приятно удивлены, значит ничего не сказать. Люди такое повидали и встретили здесь настолько теплый прием. Сейчас мы подсчитываем, сколько удалось собрать денег…

Выступали на концерте и два хора украинской автономии – «Барвинок» для людей постарше и молодежный «Водограй». Любовь к песне, народной музыке – одна из отличительных именно украинских черт. Наверное, сам певучий язык к этому располагает. Даже большинство мероприятий, которые проводятся в регионе автономией, так или иначе связаны с музыкой, песнями.

– Мы обязательно отмечаем день рождения Тараса Шевченко, в этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения. Проводим большой фестиваль украинской песни, – рассказывает Марьян Иванович. – К нам ведь со всего края коллективы съезжаются – обычно около 15 районов представлены. Все песни поем – и веселые, и грустные, и медленные, и быстрые…

Неудивительно, что география этого фестиваля так широка – после аграрных реформ украинцы осели фактически на всей территории края – везде, где есть пригодные для сельского хозяйства земли. У нас есть такие «этнические» деревеньки, в которых украинцев намного больше, чем представителей других национальностей, например, Верхняя Уря или Переясловка… Ежегодно автономия устраивает то, что на бюрократическом языке называется «выездным мероприятием», – Дни украинской культуры в Красноярском крае.

– Каждый год едем в новый район, в этом году 26 октября будем в Емельяново, раньше ездили подальше, – рассказывает Марьян Иванович.

Дни украинской культуры знакомят, хотя вернее сказать – напоминают жителям районов об украинской культуре. И чаще всего это те же тягучие мелодичные украинские песни.

Говорят, что одна из типично украинских особенностей – наряду с любовью к земле, которая объединяет всю нашу восточную славянскую семью, – стремление к некой обособленности, приватности жизни. Украинцы больше стремятся ограничить общение рамками ближнего круга, в который попасть могут только лучшие друзья и близкие родственники. Но если уж удалось попасть в близкие друзья, то тут ждут и пир горой, и традиционное украинское гостеприимство.

В Красноярске украинского – хоть отбавляй. Начать хотя бы с национальной кухни – есть как минимум пять специализированных кафе-ресторанчиков, которые предлагают сало и борщ с пампушками. И ни одного белорусского заведения в городе вы не найдете, но зато фактически в каждом «славянском» есть те же драники или сбитень. Тут можно поспорить, кто и что изобрел первым, но в этом нет смысла – семья-то одна, и кто у кого что из братьев позаимствовал, уже и не выяснишь.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного