Появление различных электронных сервисов значительно упростило нашу жизнь. Достаточно нажать всего несколько кнопок – и не надо уже больше стоять в очереди, подавая документы или оплачивая квитанции… Я всегда считала это неоспоримым благом цивилизации и за много лет ни на секунду не усомнилась в их полезности и надежности. Пока не столкнулась с ситуацией, на первый взгляд, совершенно невероятной.
Вы не наш пациент
Не так давно возникла необходимость записаться к терапевту. Набрав номер call-центра своей поликлиники, я связалась со специалистом. Согласовав удобное для меня время, она бойко застучала по клавишам. Но буквально через минуту я услышала:
– Подождите, вы Светлана Дмитриевна? Но я вижу, что вы вообще не относитесь к нашей поликлинике. Ваше медучреждение расположено в Северном.
Много лет я «относилась» именно к этой больнице, проходила диспансеризацию, была там буквально за несколько недель до Нового года на приеме, что же могло произойти? Увы, какие бы аргументы я ни приводила – и прописку, и то, что карточка моя уж точно лежит в вашей регистратуре, – на том конце провода были непреклонны: «Извините, но вы не наш пациент».
А я-то надеялась в скором времени попасть к врачу и получить у него уже какую-то помощь! Хорошо, что есть сайт госуслуг! Быстро ввела свой пароль, а потом номер полиса ОМС. И что я увидела? Да, на самом деле прикреплена к поликлинике № 2 на другом конце города.
Тут же набрала телефон центра по защите прав застрахованных: так просто я не сдамся!
«Все выясним!» – пообещали они.
И на самом деле буквально через пару дней раздался звонок:
– Поговорили с руководством поликлиники, там подтвердили: вы на самом деле относитесь к другой – поликлинике № 2. Но ничего страшного! По закону вы имеете право сменить медучреждение раз в год, написав заявление на имя…
– Это все знаю, – обреченно отозвалась я. Все. Придется идти в поликлинику, писать заявление, ждать, пока его рассмотрят, потом ждать, пока у врача появится время для приема…
– Но я же была прикреплена!
– Вероятно, произошел сбой, – сочувственно предположил специалист.
Многократно копируется
Досадное недоразумение – так можно обозначить все произошедшее. Да, можно сказать «бывает» и успокоиться. Но тут некстати вспомнилось мне, что в 2020 году все должны написать заявление по выбору или, наоборот, отказу от электронной трудовой книжки. Если есть желание «идти в ногу со временем», в бумажной сделают пометку, что произошел переход на электронную, – и все. Больше там ни единой записи не будет – даже если вы смените еще 10 мест работы. Мне представилось, как в 20** году я вижу в личном кабинете ПФР пару лет стажа – и не более. И это назовут «просто сбой». А если такое произойдет с записью об имеющейся недвижимости? Или исчезнет информация о платежах за квартиру?
– Такого еще ни разу не было, – заверили меня в пресс-службе УК «ЖСК». – У каждого собственника жилья есть свой лицевой счет. И все платежи вне зависимости от того, как они совершены собственником – через кассу или по безналичному расчету, – заносятся в данные о лицевом счете. Если нет платежек, то можно в УК взять выписку из финансово-лицевого счета – там фиксируются все платежи. Для своего спокойствия, с учетом срока исковой давности в три года, можно хранить документы о подтверждении оплаты. Но, повторюсь, с такой проблемой не сталкивались – в любом случае есть возможность восстановить информацию.
В ПФР по Красноярскому краю также ответили, что «все опасения об утрате данных не имеют под собой никаких оснований».
– Сведения о трудовой деятельности хранятся в системе Пенсионного фонда, которая соответствует всем требованиям по приему, хранению и обработке персональных данных, – поясняет Елена Беклемышева, заместитель управляющего ОПФР по Красноярскому краю. – Для этого применяется самое современное оборудование, использование которого одобрено и рекомендовано регуляторами в области защиты информации. Гораздо чаще люди теряют бумажные трудовые книжки. В системе ПФР на всех этапах обработки персональных данных реализация требований к их защите от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий с персональными данными осуществляется комплексом различных мер. Персональные данные, которые обрабатывает (в том числе и обеспечивает хранение) ПФР, хранятся не в интернете, а в автоматизированной информационной системе ПФР, с обеспечением их резервного хранения, защиты от вредоносных программ (компьютерных вирусов) и ограничения доступа к таким данным, в том числе и сотрудников ПФР в соответствии с их полномочиями. В Красноярском крае 61 % пенсий назначаются по данным персонифицированного учета, без сбора дополнительной информации, различных справок и выписок, только по тем данным, которые хранятся в ПФР.
Ну а как же Росреестр? Все помнят, что бумажное свидетельство, удостоверяющее право собственности на ту или иную недвижимость, сейчас уже не выдается. Используется только выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
– Записи Единого реестра хранятся в электронной базе данных, регулярное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повышают уровень защиты сведений, – утверждают в пресс-службе Управления Росреестра по Красноярскому краю. – Таким образом, ведомство укрепляет гарантию зарегистрированных прав и минимизирует для граждан и представителей бизнеса риски операций с недвижимостью, в том числе мошеннических действий. Однако те свидетельства, что уже есть на руках у владельцев недвижимости, не утрачивают своей правоподтверждающей силы и по-прежнему действуют.
Что тут можно добавить?
Понятно, что официальные ответы ведомств, наверное, и не могли быть иными, кроме как «защищается все надежно и многократно копируется». Да и сам переход на электронные сервисы более чем логичен: информация на бумажном носителе уже давно приобрела статус архаизма. Конечно, нет сомнений, что сотрудники структур очень ответственно подходят к выполнению своих обязанностей. Но вот проблема защиты данных, их достоверности – можно ли сказать совершенно определенно, что она решена? На сайте того же Росреестра я нашла релиз, озаглавленный как «Исправление ошибок в ЕГРН», с прописанным алгоритмом действий. На самом деле, человеческий фактор еще никто не отменял, и с какими проблемами столкнется человек, адрес которого по глупой случайности оказался, к примеру, не проспект Вернадского, 14а, а просто Вернадского, 14, – не хочется даже думать. Сейчас все чаще начинают говорить не только о цифровой экономике, но так называемой цифровой личности – совокупности данных, которые человек оставляет в сети, – пароли, записи в соцсетях, наиболее посещаемые сайты… И о том, как представлена эта личность в виртуальном пространстве, также надо следить.
Поэтому сейчас я все же буду периодически заходить и обращать внимание на указанные данные. Чтобы в случае недоразумений – пусть вероятность их возникновения ничтожна – оперативно указать на ошибку, а не столкнуться с ней в самый неподходящий момент. Потому что ее исправление тоже, как показывает практика, требует времени. И немало нервов – а это, быть может, еще ощутимее.