«В селе Холмогорское Шарыповского района на 1 700 человек в районной амбулатории один терапевт, стоматолог, детский врач. Правда, есть дневной стационар, остальное просто не работает. Мне 75 лет, мой год подошел для диспансеризации. Пришел в больницу, мне дали бумаги, которые я заполнил, и на этом все. УЗИ проводил специалист из Новой Алтатки – крутил меня больше часа, дал описание. Я пошел с ним к терапевту, она заявила: «Не знаю, что он нарисовал, не могу разобрать». Вот такая диспансеризация…
В. Д. Будимиров»
Обращение читателя мы передали в краевое министерство здравоохранения, где пояснили: диспансеризация проводится в два этапа. На первом врачи кабинетов профилактики выдают пациенту направления на обследования, анализы, анкетируют его. К врачу-терапевту человек идет уже с готовыми результатами. Специалист должен максимально внимательно их проанализировать, задать пациенту вопросы, выслушать жалобы. По итогам этого осмотра назначается или не назначается дополнительное обследование – второй этап диспансеризации.
– В данном случае пациент нуждался в УЗИ-обследовании, которое ему и провели, – комментирует письмо нашего читателя консультант минздрава Оксана Соколова. – По существующим стандартам УЗИ проводится один раз в шесть лет. Для скрининг-обследований достаточно такой кратности. Если же у пациента существуют показания для более частого обследования, УЗИ проводится каждый год. Отмечу, врачи-диагносты пишут только заключение, результаты должен расшифровать и пояснить пациенту врач-терапевт. Если она не смогла это сделать – заключение неинформативно или в нем допущены дефекты, должна была связаться с врачом-диагностом для пояснения в описании каких-либо моментов.
Как говорят в минздраве, главная задача терапевта по окончании диспансеризации – понятно объяснить пациенту результаты обследований и назначить лечение, дать рекомендации. Если пациент не удовлетворен пояснениями терапевта, может обратиться к ответственному администратору, который есть в любом, даже небольшом, медицинском учреждении. Это заведующий отделением или зав. поликлиникой. Возможно, комиссионно – заведующему, терапевту и пациенту – удалось бы разобраться в результатах обследования.
– В министерство здравоохранения края приходят единичные жалобы на качество проведения диспансеризации, – констатирует Оксана Соколова. – Для урегулирования таких вопросов порядок общий. На уровне медицинской организации – администратор или главный врач. Вневедомственный контроль качества медицинских услуг, назначения диагностики ведут страховые организации. Можно обратиться в ту, где пациент застрахован. Министерство здравоохранения, в свою очередь, также проверяет все случаи обращений пациентов.