9 мая мы отметили 78-ю годовщину нашей Победы. Но до сих пор продолжаются поиски тех, кто однажды, много лет назад, ушел на фронт и пропал без вести. Что с ним произошло? Где он погиб – на поле боя, в госпитале? Или же оказался в плену и был замучен фашистами? Кто-то из них не успел отправить родным ни единой весточки…
Искать в базах
Последнее письмо от Алексея Казакова – брата моей бабушки, пришло в 1943-м из-под Ржева. Писал, что над головой – большое количество самолетов, которые гудят, как «железные птицы». После он пропал без вести.
Из всех его детей сейчас в живых осталась только дочка Катя, самая младшая, – летом 41-го она еще лежала в люльке.
Никаких сведений до сих пор найти так и не удалось. Хотя базы постоянно обновляются, добавляются имена, документы, сведения о награждениях.
Директор музея «Мемориал Победы» Татьяна Ивлева говорит, что есть общие алгоритмы поиска, информацию почти наверняка можно будет найти, следуя им. (Поисковые сайты смотрите ниже.) Но ситуация с каждым бойцом уникальна.
– Помню историю одного из солдат, она тоже связана с Ржевом. С декабря 1942 года человек считался пропавшим без вести – последнее письмо пришло в сентябре. Тогда было правило такое: если нет известий в течение трех месяцев, то ставили такой статус. Жена искала его всю жизнь – с 40-х годов писала запросы куда только можно. Ко мне обратилась в 2008 году. И вот в 2021 году Минобороны РФ выложило списки похоронных команд одного из подразделений, которое шло по этой территории. И он там был. Мы сейчас с Ржевом ведем работу, чтобы имя этого бойца было обозначено на одном из мемориалов. Там была ситуация такая: его с ранением отправили в госпиталь, а машину по дороге разбомбили. Получается, он в госпиталь той воинской части не прибыл – и его похоронила другая воинская часть, которая просто шла по этой территории.
«Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?» – слова героя Александра Твардовского могли повторить десятки тысяч солдат той войны.
Очень много было пропавших без вести и при форсировании Днепра – шли ожесточеннейшие бои, фронт растянулся более чем на 700 километров. Солдаты переплавлялись на плотах. Немцы бомбили – и многие наши бойцы уходили на дно.
Обратиться в музей
Поиск может осложнить и так называемый человеческий фактор.
– Сейчас военкоматы выставили на сайт «Память народа» списки призыва – по ним можно уточнить информацию, – поясняет Татьяна Ивлева. – Есть варианты, когда родственники не могут найти своего близкого, потому что фамилия записана неправильно, особенно если она сложная. Бывает, вместо «О» пишут «А», вместо «И» – «Е». Нужно пробовать разные варианты. Могли ошибаться и писари – уровень их грамотности тогда был не очень высокий. У нас есть люди, у которых пять вариантов фамилий в разных документах, а речь идет об одном и том же человеке. Можно за помощью обратиться к нам – в музее регулярно работает площадка «Судьба солдата», в рамках которой сотрудники помогают в поиске.
Работа по поиску сложная и очень кропотливая, особенно если есть предположения о том, что близкий человек мог погибнуть на территории европейского государства.
– Ранее нам помогали, но не знаю, какая ситуация будет сейчас, – в последний год мы не обращались к ним, – поясняет Татьяна Ивлева. – К примеру, в Латвии, Эстонии тоже есть поисковые отряды, но это общественные организации, полулегальные. Не знаю, позволяют ли сейчас им продолжать деятельность. В Германии есть ресурсы, где выкладывают списки по лагерям. Несколько лет назад в одном из них мы увидели фамилии бойцов из Красноярского края, там их было около 50 человек, а о них вообще информации не было нигде, что они погибли в плену. Вообще ситуации бывают совершенно разными, люди порой находятся в самых невероятных ситуациях, нужно не терять надежды. У поисковиков есть такая присказка, примета: в первую очередь возвращаются те, кого очень ждут…
Благодаря активной работе поисковиков – а она насчитывает около 1,5 тысячи отрядов по всей стране – находят медальоны бойцов. Так, к примеру, в декабре был передан медальон бойца из Красноярска, который считался ранее пропавшим без вести.
Есть и обратная ситуация – когда установлены по медальонам имена наших солдат, призванных из Красноярского края, а их родственников найти никак не получается. Такое бывает, когда боец погиб совсем молоденьким и у него не было детей. Внуки братьев и сестер даже могли и не знать о его существовании. Или же у мужчины были только дочки, которые впоследствии сменили фамилию. В списках тех, чьих близких из Красноярского края так и не удалось найти, – уже около ста имен.
Ресурсы для поиска
- «Мемориал Победы»: memorial24.ru/vov-imena (база данных музея по участникам Великой Отечественной войны из Красноярского края и не только)
- «Память народа»: pamyat-naroda.ru (предоставляет возможность пользователям получить наиболее полную информацию об участниках Великой Отечественной войны)
- ОБД «Мемориал»: obd-memorial.ru (ресурс создан по инициативе Министерства обороны, содержит данные по погибшим и пропавшим без вести)
- «Солдат.ru»: soldat.ru (ресурс с информацией, которая может помочь в поиске, есть информация об архивах и технологии поиска)
- Официальный сайт поискового движения России: рф-поиск.рф (много полезной информации, начиная от рекомендаций по поиску и заканчивая электронными Книгами памяти)
- На сайте красноярского музея «Мемориал Победы» в разделе «Базы данных» есть памятка по поиску. Там же – данные посольств Российской Федерации в странах Европы, в освобождении которых в период Великой Отечественной войны участвовали войска Красной армии, есть адреса учреждений, куда можно сделать запрос для уточнения информации.
Сохранить память
- «Дорога памяти»: foto.pamyat-naroda.ru (проект Минобороны призван увековечить память обо всех участниках войны. В личном кабинете можно разместить историю семьи и подвига предка, дополнения и уточнения текущих данных о защитниках Отечества)
- «Письма Победы»: pismapobedy.ru (здесь можно загрузить письма. Цель проекта – собрать главный электронный архив писем военных лет)