Участники специальной военной операции, возвращаясь домой, вливаются в мирную жизнь. В Красноярском крае выстроена система мер поддержки ветеранов СВО. Им помогают устроиться на работу, заняться спортом, получить образование или передавать свой опыт и знания молодежи.
Спорт – это и адаптация, и реабилитация
Спорт – лучшее средство реабилитации после ранения или участия в специальной военной операции, считает ветеран СВО Роман Зубарев. Вернувшись домой – в Назарово, Роман не только сам пошел в спортивный зал, но и создал группу для участников специальной военной операции. Сейчас 10 ветеранов проходят здесь адаптацию после боевых действий.
В назаровском спорткомплексе «Строитель» Романа Зубарева знают давно. Парень активно занимался спортом – был лыжником, потом пришел в тренажерный зал, стал заниматься пауэрлифтингом. В «Строителе» он входит в «Клуб-100» – спортсменов, которые взяли стокилограммовый вес. Но все это было до спецоперации. После ранения ему пришлось все начинать сначала.
На СВО Роман отправился добровольцем в октябре 2022 года. В военкомат он пришел как раз накануне мобилизации и уехал на фронт вместе с мобилизованными ребятами. Сразу попал на херсонское направление, был командиром отделения.
– Прослужил полтора месяца и получил ранение. У нас каждое утро начиналось с прилетов – нас давили, чтобы мы оставили свои позиции. А мы держали, – рассказывает Роман. – В одно «прекрасное» утро прошел обстрел, я пошел проверить отделение. Дошел до крайнего окопа, поговорил с бойцом – свист, взрыв. Одна пролетела, вторая уже свистит. Я только и успел на товарища упасть – прикрыл его, получил осколочное ранение.
Осколками поразило всю левую часть тела. Полгода провел в госпиталях, перенес несколько операций. Осколки убирали из руки, легкого, других частей тела. Но некоторые остались в нем. Врачи сказали – неоперабельные.
Домой приехал в июле, когда его признали негодным к службе. Врачи ставили неутешительный диагноз: левая рука двигаться не будет. Но Роман решил: надо развивать. И пошел в спортзал.
– Потихоньку начинал работать. Сейчас этой рукой даже гири поднимать могу. Только два пальца у меня до конца не сгибаются, – показывает ветеран. – Раньше левой рукой писал, сейчас переучиваюсь. Вместе с сыном правой рукой в прописях буквы вывожу.
До участия в спецоперации Роман работал на литейном производстве, сейчас решил связать свою жизнь со спортом. Создал группу в «Строителе», привлекает ребят, вернувшихся с СВО.
– Это необходимо, – считает Роман. – Некоторые парни возвращаются потерянные. Кто-то заглядывает в бутылку. Надо отвлекать их, занимать полезным делом. Спорт – это и реабилитация, и адаптация одновременно.
Пока на занятия к Зубареву приходят 10–12 ветеранов СВО. Правда, состав постоянно меняется – ребята уезжают на операции или реабилитацию. Зато приходят новые – те, что приехали в отпуск или на лечение.
Один из активных участников спортгруппы – назаровец Александр Федорчук. В феврале 2023 года он в Клещеевке получил осколочное ранение левой голени. С тех пор лечится. Прошел несколько госпиталей, выдержал множество операций. Говорит, грозила ампутация, но повезло, что нога осталась целой. Сейчас ему установили стержень и отправили домой на лечение. По мере возможности Александр занимается спортом. Уже принимал участие в Кубке защитников – взял первое место по стрельбе и третье по армрестлингу.
– Я до спецоперации немного занимался тяжелой атлетикой – для себя, – рассказывает Александр Федорчук. – А сейчас спорт помогает мне восстановиться после ранения и операций. Ведь движение – это жизнь.
Пришел за помощью, а получил работу
Илья Баскаков – социальный координатор фонда «Защитники Отечества». Несколько месяцев назад он сам как участник СВО пришел в фонд, чтобы оформить ветеранское удостоверение. А затем ему предложили работу.
Илья Баскаков ушел на спецоперацию через месяц после мобилизации. Заключил контракт с частной военной компанией. А летом 2023 года вернулся домой.
– Пошел на свое бывшее место работы – на алюминиевый завод литейщиком, – рассказывает Илья. – Пришел в фонд «Защитники Отечества», чтобы узнать, как оформить удостоверение ветерана СВО. А мне через два дня перезвонили и предложили работать у них. И я согласился. Работа совершенно другая, но стала мне ближе, чем литейное производство, – поясняет социальный координатор. – Я помогаю участникам СВО и их семьям по разным вопросам.
Илье Баскакову определили направление – частные военные компании. В последнее время появляется очень много вопросов по получению выплат или ветеранства у участников спецоперации, служивших в ЧВК. А Илья все это знает, как говорится, изнутри. Сам прошел этот путь.
– Ко мне обращаются с разными вопросами. Например, нужно оформить документы на получение выплат, а как это сделать, куда обращаться, какие документы приготовить – не знают. Для каждой категории участников СВО и их семей в крае существуют разные выплаты. Мне нужно направить человека в правильную дверь. А еще и объяснить, что ему положено по закону.
Частных компаний в России много, да и мер поддержки участников СВО и их семей разработано и в крае, и в стране немало. Все это социальному координатору нужно знать назубок. Илья только что вернулся с курсов, на которых все это преподавалось, прошел тестирование. Теперь принимает жителей Красноярского края, приходящих в фонд с вопросами или за решением проблем. И затерявшиеся награды помогает отыскивать, и соцпомощь получить, и на работу устроиться. В этом социальным координаторам помогают профильные специалисты. Прямо на территории филиала фонда «Защитники Отечества» в Красноярском крае работают представительства службы занятости, министерства социальной политики, психологи. Готовы оказать любую услугу участнику спецоперации.
Чтобы были настоящими мужчинами
По поручению президента России Владимира Путина ветеранов спецоперации в территориях страны прежде всего привлекают к наставничеству молодежи и школьников. Для Александра Скрипкина эта деятельность не нова. Он уже 25 лет работает в таловской школе Большемуртинского района учителем ОБЖ и физкультуры, проводит военно-полевые сборы.
Александр Скрипкин только несколько месяцев назад вернулся со специальной военной операции. И сразу за работу. Ребятишки в средней школе села Таловка Большемуртинского района своего педагога ждали с нетерпением.
– Меня встречали с такой радостью и объятиями – я даже не ожидал, – улыбается учитель.
На уроке, на который мы попали в таловской школе, ветеран СВО дает знания, которые пригодятся молодым людям и в быту, и в экстремальной ситуации. Например, как оказать первую помощь пострадавшему или реанимировать человека. Учебные пособия в школе имеются, но самая лучшая наука – все прочувствовать самому. Потому мальчишки с удовольствием выступают в качестве манекенов, а их одноклассники стараются сделать им искусственное дыхание или найти ту самую точку, которая поможет пострадавшему прийти в себя.
Интересуют ребят и случаи из боевой практики учителя. И Александр Михайлович с удовольствием рассказывает. Считает, что подростки должны знать, что происходит на передовой и для чего им дается наука выживания.
– Был случай – мы ходили на задачу. Нужно было замаскировать противотанковую ракету, чтобы квадрокоптеры сверху не увидели. А один из бойцов ветку поднял, к которой ниткой была привязана граната. Раздался взрыв, и одному из парней осколок в ногу прилетел, – рассказывает учитель. – Мне пришлось оказывать ему первую помощь. Перетянул ногу так, как вас учил, поставил укол. Мне пришлось бойца на себе тащить до расположения части. Он тяжелый – в бронежилете, каске, полной боевой выкладке, а останавливаться нельзя – фашисты вспышку увидели и начали отрабатывать эту точку. Пришлось скинуть с раненого все тяжелое обмундирование, чтобы быстрее уйти. Я всегда вам говорил: сначала себя нужно обезопасить, а потом того человека, которому ты хочешь помочь.
На спецоперацию Александр Скрипкин решил пойти совершенно спонтанно. Мобилизовали его сына. Отец повез его в военкомат, посмотрел, как тот расписывается за повестку, и сам к военкому: «Тоже пойду!» Как ни отговаривали его: «У тебя бронь», – настоял на своем. Пошел воевать.
В результате с сыном попал в одно подразделение разведки. Сначала командовал подразделением, дослужился до замкомвзводом.
– Наша задача – выдвинуться в тыл врага, обнаружить противника – живую силу и технику. По возможности вывести ее из строя, – вспоминает ветеран. – Передать координаты артиллерии. А она уже отработает по ним.
Год на направлении Сватово – Кременная отслужил, затем подразделение перекинули на Донецкое направление под Авдеевку. Сейчас там его сын служит, а отца демобилизовали по возрасту – недавно Александру Михайловичу исполнилось 50 лет.
Вернулся герой домой, в родную школу, воспитывает молодежь.
Александр Скрипкин имеет две боевые награды, а в конце 2023 года вошел в число лауреатов Национальной общественно-профессиональной премии «Признание-2023» в номинации «Учитель – защитник Отечества». Награду ему вручали в Москве.
– На награждении министр образования спрашивает: «Какие у вас вопросы, пожелания?» А я ему: «Со следующего года вводите новый предмет – начальную военную подготовку, а материально-технической базы в школах нет. Без этого ребятам не объяснишь, как из автомата стрелять», – делится учитель.
Военная подготовка в школах очень важна для патриотического воспитания молодежи, считает ветеран.
– Я привлекаю школьников к занятиям спортом, физической подготовкой, чтобы были настоящими мужчинами. Как наши ребята-бойцы, которые сейчас выполняют воинский долг, – говорит Скрипкин. – Уже готовимся к проведению военно-полевых сборов в районе. Ребята будут надевать противогазы, стрелять из пневматической винтовки, бегать кросс.
Самый «молодой» на курсе
Михаил Карепов считает, что у каждого человека должно быть высшее образование. Получить его мужчина планировал еще до начала специальной военной операции, да все времени не хватало. А после возвращения с фронта твердо решил поступать.
Участникам спецоперации сейчас предоставлено право на зачисление в колледжи и техникумы в первоочередном порядке. В вузы ветераны СВО и члены их семей могут поступить в рамках отдельной квоты, при этом иметь и другие льготы. Михаил Карепов решил поступать самостоятельно – сдал экзамены, набрав 175 баллов (проходной балл 116), стал полноценным студентом заочного отделения Красноярского аграрного университета.
– Я человек сельский, жил в Миндерле Сухобузимского района, у нас был совхоз-миллионер. И я после школы пошел в техникум учиться на агронома, – рассказывает Михаил Михайлович. – Правда, поработать по специальности не пришлось, совхоз обанкротился. Работал по другим направлениям. У меня семь дипломов – я и фрезеровщик, и токарь, и сварщик.
Когда началась спецоперация, Михаил Карепов работал вахтовым методом на севере Красноярского края. Только вернулся с вахты – и сразу в военкомат.
– Я посчитал, что это мой долг перед дедами – защищать родную землю, – поясняет мужчина. – Пошел служить.
Сначала проходил подготовку в Уссурийске в десантно-штурмовой бригаде, затем его перебросили в Херсон. За время службы всякое случалось – и ребят с поля боя вытаскивал, и языков брал. За время службы Михаил Михайлович получил несколько контузий. Первую запомнил на всю жизнь.
– На фронте каждый второй контужен – мины взрываются рядом, – замечает ветеран. – Первую контузию получил во время налета. Мина взорвалась в четырех метрах от меня. Такой оглушительный удар был, что на время я потерял ощущение реального мира. А потом – звон в ушах. Так, за три с половиной месяца на переднем крае получил несколько контузий.
Домой Карепов вернулся в марте 2023 года – его демобилизовали как достигшего предельного возраста. К тому времени Михаилу исполнилось 53 года. В Красноярске пошел работать охранником. А в 54 сел за студенческую парту.
– Я считаю, наука мне пригодится, – говорит ветеран СВО. – Выйду на пенсию, перееду в деревню, буду агрономом работать.
Первую сессию студент сдал почти на отлично – только с одной четверкой. Шутит: мол, на курсе самый «молодой», но, как выходит, и самый мотивированный.