Холодильники, стиральные машинки, компьютеры – все это, на языке специалистов по утилизации, «электронный хлам». Год за годом его становится все больше, потому что новые модели устаревают, еще не успев попасть на прилавки магазинов. Год за годом полигоны отходов, куда рано или поздно попадет любимая стиральная машинка, растут, и не исключено, что вскорости «доползут» до Северного Ледовитого океана.
Мало кто знает, что бытовая техника в соответствии с законодательством приравнена к отходам 4-го класса опасности: она вроде и малоопасна, но и не безопасна полностью. Так, например, ее нельзя просто так выбросить на помойку, потому что ртуть, кадмий, свинец, фреон будут еще долго отравлять все окружающее. И оставить такую бомбу замедленного действия дома нельзя: каждый компьютерный монитор содержит в среднем около килограмма соединений свинца. Так что же делать с таким необычным мусором?
В обмен на скидку
Если в развитых странах утилизация б/у приборов поставлена на поток (в той же Эстонии, например, уже восемь лет продавцы бытовой техники бесплатно принимают от населения утюги и пылесосы), то у нас, как обычно, все только начинается. С 2010 года «Эльдорадо» проводит «тотальную утилизацию» – забирает у населения отработавшую свое бытовую технику за скидки на новую. Акция задумывалась компанией как маркетинговая, но в итоге переросла в социально значимый проект – в этом году она прошла в мае и еще, без всяких сомнений, будет повторяться. Вопрос, который неизбежно возникает у каждого: а что они в этом «Эльдорадо» с техникой делают? Ответ оказался не таким уж и однозначным: технику не только отдают в утилизацию (этот процесс предполагает, что из телевизоров-холодильников извлекается все ценное и потом передается на переработку), но и создают из нее музейные экспонаты – покупатели в погоне за скидкой несли в «Эльдорадо» раритетные приборы своих бабушек. И теперь небольшая передвижная выставка старой бытовой техники кочует по магазинам столицы. Надо сказать, что за шесть таких акций в «Эльдорадо» собрали и разобрали, то есть утилизировали, более 1,5 млн приборов.
Меняют старую технику на хорошие скидки сейчас в «Техносиле», акция проходит с 18 июня по 29 июля, подробности – на сайте компании и в розничных магазинах.
По такому же принципу, но постоянно (!) в Красноярске работает интернет-магазин «Лаукар» (http://www.laukar.com/, тел. 215-11-02, 232-55-60). Компания заключила договор с одним из сервисов Красноярска: б/у технику осматривают мастера этого сервиса и, если признают ее пригодной, выдают владельцу купон на определенную сумму, которым он может воспользоваться в интернет-магазине. Правда, здесь не возьмут технику, которой больше 10 лет, и желательно, чтобы она была в рабочем состоянии.
Народные способы
И это все способы, когда хозяин может получить за видавший виды холодильник хоть какие-то деньги. Остальным фирмам за утилизацию придется платить, причем контор, которые вывезут у вас, частного лица, электронный хлам, не так много – буквально раз-два и все…
В ООО «РЭС-НВ» ваш телевизор или холодильник утилизируют за 200–300 рублей. В эту компанию чаще обращаются юридические лица, но и простым горожанам здесь тоже обещали помочь. Не оставят вас и в ООО «Вторичные ресурсы Красноярья», обо всех подробностях вам сообщат в самой компании.
Остаются еще «народные» способы: продать на аукционе, например 24au.ru, оставить объявление в Сети «ВКонтакте» на паблике «Денег нет», который занимается обменом ненужного на нужное, или изобрести свой вариант.
– Мы всегда рассчитываемся старой техникой за установку или доставку новой, – делится своим подходом к решению этой проблемы Юлия. – Просто покупаем новую, а потом находим людей по объявлению или по знакомству, которые делают работу за старую технику. Жители общаг охотно соглашаются. Таким образом мы избавились от плиты, холодильника, стиралки и кухонного гарнитура.
И все-таки очень хотелось бы надеяться, что мы стоим на пороге второй «мусорной революции». Первая случилась еще в Средние века: после того как чума и холера выкосили половину Европы, свалки решено было устраивать за чертой города. Интересно, что должно произойти у нас, чтобы мы начали понимать необходимость полной переработки «электронного хлама»? Ведь только 7 процентов от общего объема техники невозможно использовать повторно. Все остальное еще может служить людям.